Бехтерев владимир михайлович основные труды

Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский психиатр, один из основателей русской экспериментальной психологии, обладал выдающимися способностями и исключительным трудолюбием. Биография. Образование. Владимир Михайлович Бехтерев родился 20 января года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. В году его отец Михаил Павлович, дослужившийся до скромного чина коллежского секретаря, умер от туберкулеза. Семья к тому времени жила в Вятке Все заботы о ней легли на плечи матери Марии Михайловны, в девичестве Назарьевой. В августе

Бехтерев, владимир михайлович — психология

Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребёнка. Бехтереву сделать обобщение, касающееся структуры личности зрелого человека и человеческого бессмертия. Во время заграничной командировки, предпринятой для ознакомления с зарубежными достижениями в области психиатрии и психологии, В. Бехтерев доказал, что оно не всегда является благотворным: коллектив может нивелировать личность, сделать ее шаблонной. Здесь, в Казани, развернулись в полной мере его исследования в области морфологии и физиологии нервной системы. Он занимался построением концепции объективной психологии, исследуя душевную жизнь человека. Открывавшиеся при нем клиники и лаборатории предназначались одному единственному научному направлению: познанию человека во всех его проявлениях нормы и паталогии.

Образование получил в вятской гимназии и С. По окончании курсаБехтерев посвятил себя изучению влчдимир и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. В году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров.

А в г. По защите докторской диссертации 4 апреля г. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В г.

Бехтерев владимир михайлович основные труды фото

В году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в году — членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.

С преподавал также в Женском медицинском институте. Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. В Бехтерев был избран председателем Русского общества нормальной и патологической психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных условных рефлексах.

Зайцевым и др. Особенно тесен был научный контакт его с крупным казанским физиологом Н. Миславским, совместно с которым В. Бехтерев провел ряд важных исследований. Бехтерев содействовал привлечению в Казань на кафедру невропатологии впоследствии одного из виднейших невропатологов Л. Казань в то время была немаловажным участком пробуждающегося революционного движения; в 80—е годы революционная пропаганда казанских народовольцев охватила много рабочих.

Создавались нелегальные типографии. В студенческие народнические кружки проникали идеи марксизма. Федосеев в г. Бехтерев привлекал к себе на работу прогрессивно настроенную молодежь. Так, его ученик П. Останков, подвергавшийся аресту за участие в студенческих беспорядках, с трудом, лишь при активной поддержке Владимира Михайловича, получил утвержденную в штате кафедры должность; В.

Бехтерев никогда не сообщал о студентах, отсутствующих на его лекциях вследствие участия в сходках. Уже в этот период В. Бехтерев считался неблагонадежным и его не награждали при царском режиме, хотя его научная и педагогическая деятельность была исключительно продуктивной. Бехтерев работал 8 лет. Бехтерев начал работать в Петербурге в Военно-медицинской академии.

Несколько позже он был избран также на вновь открывшуюся кафедру нервных и душевных болезней Женского медицинского института. В этот период размах его педагогической, научной, научно-организаторской и научно-общественной деятельности значительно расширился. В Военно-медицинской академии он реорганизовал психиатрическую клинику и построил новую клинику нервных болезней, открыв при ней одно из первых в мире нейрохирургическое отделение, большое физиотерапевтическое отделение и ряд лабораторий, а именно: анатомо-гистологическую, физиологическую, психологическую, биохимическую, большой фотографический кабинет, а позже, в г.

Преподавание невропатологии и психиатрии в Военно-медицинской академии и в Женском медицинском институте было поднято В. Бехтеревым на большую высоту. Он знакомил студентов со всеми новейшими достижениями в клинике нервных и психических болезней, с перспективами развития этих областей медицины, стремился прививать молодежи материалистическое понимание сущности нервных и психических заболеваний, прогрессивные общественные взгляды.

Научная работа в клинике привлекала множество врачей со всех концов России, нередко из-за границы. За 20 лет руководства клиникой Военно-медицинской академии В. Бехтеревым в ней занималось больше тысячи врачей, а ежегодно не менее 40 человек работали над различными научными вопросами в области невропатологии, психиатрии и смежных дисциплин. Под руководством Владимира Михайловича было написано и защищено большое число диссертаций на соискание степени доктора медицины. Исследования, проводившиеся в клинике, докладывались и обсуждались в Обществе психиатров и невропатологов, в Русском обществе нормальной и патологической психологии, на научных заседаниях врачей клиники нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии, которыми руководил В.

Бехтерев, а также в других обществах, на пироговских съездах, на съездах невропатологов и психиатров. Бехтерев основал ряд специальных журналов и изданий и являлся их главным редактором. Владимир Михайлович был также членом редакционной коллегии ряда других русских и зарубежных журналов.

Видео лфк при сколиозе грудного отдела позвоночника

За этот период В. Прогрессивные общественно-политические позиции В. Бехтерева особенно ярко выявились в период революции г. Вместе с рядом ученых им был подписан протест, в котором характеризовалось положение школы того времени, освещалась недопустимая политика царизма в области просвещения, опирающаяся на полицейский туды, указывалось на несовместимость академической свободы с государственным строем России, выдвигалось требование политической свободы и народного представительства в органах михайович власти.

В бурный период г. Бехтерев по избранию совета Военно-медицинской академии исполнял обязанности начальника академии. В этом же г. Доклад окончился михайловчи овацией докладчику, вслед за которой начался митинг, повлекший за собой запрещение съезда. Широкая известность и авторитет позволили В. Бехтереву собрать общественные средства для организации задуманного им нового, прогрессивного научного и учебного учреждения — психоневрологического института и привлечь лучших передовых, демократически-настроенных ученых разных областей знания к работе в этом институте.

Задачей основанного в г. Задачей института как высшего учебного заведения являлась подготовка юристов, педагогов и врачей, широко образованных в области естественных и общественных наук и особенно психоневрологии.

Кто на завалинке

В институт принимались лица без ограничения пола, возраста и национальности. Студенты через своих представителей в совете института могли участвовать в руководстве жизнью института. В состав профессоров и преподавателей института входили такие прогрессивные и талантливейшие русские ученые, как Н. Введенский, В. Комаров, П. Лесгафт, П. Останков, Н. Петров, Л. Пуссен, Е. Тарле, А. Ухтомский и др.

Речь В. Бехтерева, произнесенная в этом году на Московском съезде психиатров, имела важное общественное значение. Говоря о причинах самоубийств, опираясь на официальные данные, он предъявил обвинительный акт самодержавию, показав, что причиной роста самоубийств являются условия жизни царской России, чем вызвал не только широкий сочувственный отклик общественности, но и агрессивную реакцию по отношению к себе со стороны полиции и Министерства просвещения.

Воспользовавшись тем, что у В. Бехтерева закончился установленный срок службы, его уволили из Военно-медицинской академии; царское правительство не утвердило его президентом созданного и руководимого им института. Наконец, за три дня до февральской революции царское правительство вынесло постановление о закрытии института, которое благодаря революции так и не осуществилось. Общественная деятельность В. Бехтерева выходила далеко за пределы его родины.

Он поддерживал активную связь с учеными славянских стран, привлекал их на отечественные съезды, участвовал в организованных ими научных конгрессах. Бехтерев наметил план связи Российской академии с академиями Балканских стран, разработал единый проект замещения кафедр профессорами в России и других славянских странах, что диктовалось недостатком научных кадров в этих странах и было возможно благодаря близости языков, а главное, разрешало задачи культурного объединения славян и освобождения их от подавляющего немецкого влияния.

Встретив с огромным подъемом Великую Октябрьскую социалистическую революцию, В. Бехтерев был одним из первых ученых, которые сразу перешли на сторону молодой Советской республики и отдали все свои силы великому делу построения социализма.

Свой доклад на публичном заседании конференции основанного им Государственного института по изучению мозга и психической деятельности в январе г. Мы должны отдавать себе отчет, будем ли мы с народом, который, завоевав себе свободу, хочет строить свое будущее сам и зовет нас соучаствовать в этом строительстве. Может ли быть сомнение в ответе на этот вопрос? Огромные возможности для научной, общественной и организаторской работы, которые открылись после Великой Октябрьской социалистической революции, еще больше расширили деятельность В.

Совместно с коллективом своих сотрудников он активно включился в разработку вопросов о новой 1. Владимир Михайлович руководил созданием новых научных и практических учреждений, организацией научных обществ, съездов, специальных курсов и т. В то же время он не оставлял ни лечебной, ни повседневной научной работы, к которой Советское государство предъявляло новые требования. Значительное развитие получил Психоневрологический институт. Молодая советская власть с особым вниманием отнеслась к прогрессивным идеям создателя института и его последователей, направленным на пользу широких трудящихся масс, улучшение здоровья населения, поднятие его культурного уровня на основе широкого развития советской науки.

Владимир Михайлович Бехтерев — Студопедия Семья к тому времени жила михайлович Вятке Все бехтерев о ней легли на плечи бехтерев Марии Михайловны, в девичестве Назарьевой. После окончания семи трудов михайлович в году юноша основные сдал экзамены в Медико-хирургическую академию - владимир был зачислен в студенты первого труда владимир отделения.

Научная деятельность В. Бехтерева так обширна и многостороння, что не представляется возможным перечислить хотя бы названия его научных работ, а тем более достаточно полна осветить их значение. Исследования В. За этот труд он получил премию Бера Российской академии наук. В этой работе В. Бехтерев впервые дал полное и систематическое описание связей, соединяющих различные отделы спинного мозга, и хода нервных путей в различных отделах центральной нервной системы, представил систему строения головного и спинного мозга.

Он показал неодновременность развития и тем самым разную функциональную роль различных проводящих систем и неодновременность созревания различных клеточных образований мозга, из которых корковые клетки развиваются позже.

В этом отношении его работы близки к современным исследованиям О.

Бехтерев владимир михайлович

Бехтереву также принадлежит ряд плодотворных идей и исследований в области динамической морфологии. Так, им совместно с сотрудниками были произведены исследования изменения структуры мозговых клеток в связи с изменением их деятельности В. Нарбутуказана изменчивость шиповидных отростков синапсовосуществляющих контакт между невронами.

Бубновский тазобедренный сустав жизнь без боли

Начатое под руководством В. Бехтерева еще в Военно-медицинской академии михалович окончаний нервов во внутрен- 1. Михайлов было затем продолжено и развито в ряде работ отдела морфологии руководимого В. Бехтеревым Института мозга и вылилось в обширный круг вопросов о связи внутренних органов с центральной нервной системой. В процессе морфологических исследований В.

Бехтеревым открыт ряд нервных образований; некоторым из них присвоено имя В. Так, им были описаны: ход задних корешков и их расчленение на отдельные группы; названная позже его именем группа клеток в наружной части шейки заднего рога; три ранее неизвестных пучка в спинном мозгу.

Академик В.М. Бехтерев. Биография и научные труды.

Бехтерев подробно изучил так называемое сетевидное образование, описал ряд нервных пучков и ядер в мозговом стволе. Одно из них — ядро вестибулярного нерва — носит его имя. Изучая строение мозжечка, В. Бехтерев установил связи червячка и центральных ядер мозжечка как рецепторов центростремительных импульсов, исходящих с периферии суставы, мышцы и сухожилия, полукружные каналы ; он показал, что полушария мозжечка связаны с варолиевым местом и большими полушариями.

Он же описал четыре пучка в brachia conjunctiva и установил, что striae medullares служат для соединения различных частей мозжечка. Бехтерев показал, что бледное ядро соединяется с мозговой корой большими пучками, в то время как хвостатое тело и скорлупа получают из коры коллатеральные пучки, проходящие, вероятно, через внутреннюю капсулу.

Он показал также, что наружный отдел мозговой ножки, считавшийся раньше центростремительным, на самом деле является центробежным проводником. Наружный корешок обонятельного нерва идет, по Бехтереву, прямо в крючковидную извилину, бахрома, а также свод являются центрифугальными пучками. В наружных слоях мозговой коры В. Бехтеревым найдена полоска, которая названа его именем. Заслуживает большого внимания открытая им особенность строения мозговой коры, заключающаяся в том, что во всех участках ее имеются двоякого рода проводники — нисходящие и восходящие.

Бехтереву принадлежит ряд работ по физиологии, в которых теснейшим образом сочетаются вопросы морфологии и физиологии, клиники и экспериментального исследования.

Так, совместно с П. Розенбахом он установил трофические функции спинномозговых узлов.

Бехтерев Владимир Михайлович-Труды

Важное место занимают исследования В. Бехтерева в области функции органов равновесия.

Фотограф К. Булла Владимир Михайлгвич Бехтерев родился 1 труда20 января по старому стилюгода в селе Сорали Вятской губернии, ныне село Бехтерево Елабужского района Татарстана ; умер 24 декабря в Владимир - основной учёный: михайлович, невропатолог, психиатр, психолог, бехтерев и морфолог. Михайлович в семье станового пристава, рано владимир отца; мать с трудом бехтерев средства на обучение в гимназии.

На основании экспериментов, имеющих не только физиологическое, но и клиническое значение, установлена роль полукружных каналов и лабиринта, дна третьего желудочка и мозжечка. Большое значение имеет открытие В. Бехтеревым функции зрительных бугров, их роли в деятельности внутренних органов и в выразительных реакциях.

Бехтерев вклад в психологию

Значение зрительных бугров как подкоркового вегетативного центра освещено им задолго до работ Карплуса и Крейдля. Нельзя не отметить роли В.

Об институте - История института - Владимир Михайлович Бехтерев Переиздание: в кн.

Бехтерева в развитии электроэнцефалографии. Работы, вышедшие из его лаборатории В. Ларионов, С. Тривус, П.

Ревматоидный артрит передается ли по наследству

Кауфманпоказали, что биоэлектрические явления обнаруживаются не только в коре полушарий, но михайллович они не одинаково выражены в различных областях мозга в зависимости от характера воздействий и деятельности мозга. В ряде работ совместно с проф. Миславским и самостоятельных, а также на основе исследования ряда учеников В. Бехтерев установил влияние раздражения предлежащих участков коры головного мозга тсновные деятельность многих внутренних органов. Физиологические исследования В.

В своем отзыве об этой работе И. Павлов делает ряд михайлоуич критических замечаний, из которых особенно существенны замечания, относящиеся к деятельности высших отделов центральной нервной системы, указывающие на смешение В. Бехтеревым психологической и физиологической точки зрения, на встретившее в литературе оппозицию представление беххтерев корковых центрах и на недостаточность методики их исследования. Применявшаяся В. Бехтеревым методика не давала возможности установить физиологические механизмы связи коры головного михайловиич и внутренних органов.

В это время И. Павлов уже создал свой классический метод условных рефлексов, обеспечивающий строго объективное исследование высшей нервной деятельности животного и позволивший ему открыть корковую условнорефлекторную регуляцию деятельности внутренних органов и тканевых процессов. Этот вопрос впоследствии был широко разработан рядом его сотрудников, особенно М.

Петровой, К. Быковым и М. II, в, 6. Бехтерев в дальнейшем основывается на методе и учении об условных рефлексах, называя их сочетательными. Первая публикация об исследовании условных двигательных рефлексов у человека на основе исследования глотательного рефлекса у детей принадлежит одному из виднейших учеников И. Павлова — Н. Красногорскому 2.

Бехтерев с сотрудниками сначала сделал попытку образования условных дыхательных рефлексов как у собак, так и у людей В.

Чеснок для суставов и мышц

Анфимов, И. Спиртова затем остановился на методике двигательного условного рефлекса на животных и на людях В. Протопопов, Н. Добротворская, А. Молотков и др.

Казанский период деятельности Бехтерева

В дальнейшем В. Бехтерев трактует все материалы своего прошлого опыта, клинических проблем и психической деятельности человека, основываясь михайьович рефлекторной теории и прежде всего на учении об условных рефлексах.

Бехтерев владимир михайлович основные труды фото

В физиологических исследованиях на животных В. Бехтерев михайлрвич самого начала, исходя из интересов неврологической клиники, был занят вопросами локализации, трудф их с помощью методов раздражения и экстирпации. Но в дальнейшем в понимании как физиологических, так и клинических фактов он все более преодолевает статические односторонне морфологические взгляды современных ему невропатологов и приближается к динамическому физиологическому пониманию, которое было последовательно развито в физиологическом учении И.

Павлова о высшей нервной деятельности. Так, установленную его исследованиями роль коры головного мозга в деятельности внутренних органов он начинает трактовать как условнорефлекторную сочетательнорефлекторную 3. Корковые центры В. Бехтерев первоначально рассматривал как место проекции афферентных и исходное место эфферентных 1.

Бехтерев, Исследование, функций мозговой коры с помощью естественный сочетательных рефлексов.

Бехтерев Владимир Михайлович

Размеры их различны для различных органов, а главное, динамически изменяются в зависимости от степени возбудимости. Бехтерев указывал на то, что центр представляет сложное образование, расположенное в различных этажах нервной системы.

Если раньше он рассматривал центры только как место проекции того или иного органа, то в михайлоуич говорит о них как о местах образования связей между раздражителем и ответной реакцией. При этом Бехтерев различает первичные центры, где образуются простые сочетания владимри одного рецептора, и вторичные, в которых возникают сочетания сложных разнородных раздражений. Ассоциационных центров Флексига Бехтерев не признавал, так же как и И.

В настоящее время работы В. Бехтерева, основанные преимущественно на методах раздражения и экстирпации, имеют главным образом историческое значение.

Бехтерев владимир михайлович основные труды фото

Однако собранный в этих исследованиях большой фактический материал, объединяющий анатомию, физиологию и клинику, до сих пор имеет ценность для разрешения важнейшей проблемы связи структуры и функции, значение которой неоднократно подчеркивалось И. Павловым и разрешение которой сейчас осуществляется на основе созданной И.

Бехтерев Владимир Михайлович

Павловым физиологии головного мозга. Работы В. Бехтерева по психологии вначале не выходили за рамки объективного экспериментального психо-физиологического исследования и были направлены преимущественно на экспериментальное изучение вопросов чувствительности, восприятия, ассоциативных процессов, моторных актов. Лишь с конца х годов В. Он занимался построением концепции объективной психологии, исследуя душевную жизнь человека. Объективная психология подразумевала под собой психологическое поведение, основанное на экспериментальном характере исследования рефлекторной природы человеческой психики.

Предметом его концепции было самонаблюдение. Еще одна сфера исследований Владимира Михайловича — рефлексология и рефлексологический эксперимент. Психолог выдвинул положение о том, что некоторые жизненные проявления человеческого организма имеют черты биологической направленности и механической причинности, а также обладают характером целостной реакции, который проявляется в случае борьбы с постоянно изменяющимися условиями среды. Бехтерев настаивал на воспитуемом характере рефлексов.

Согласно ему социальная среда — это источник развития человека. Бехтерев вклад в педагогику Владимир Михайлович также занимался изучением личности, трактуя ее как интегративное целое. Он даже создал Педологический институт, который стал центром изучения личности как основы воспитания.

Ему принадлежит введение в психологию таких понятий как: индивидуальность, личность, индивид.

В каком возрасте у него появились осмысленные акмецелевые программы и как они реализовались на практике? Всемирно признанный ученый, академик Бехтерев отличался многогранностью научных интересов. О локализации сознательной деятельности у животных и человека. Гипноз, внушение и психотерапия. Вообще, работы Бехтерева по изучению морфологии мозга внесли бесценный вклад в развитие отечественной психологии. Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.