Типы документов



Решение Барнаульской городской Думы от 17.02.2023 N 81 "Об отчете о деятельности Счетной палаты города Барнаула за 2022 год"



БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 17 февраля 2023 г. в„– 81

ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА БАРНАУЛА
ЗА 2022 ГОД

Заслушав доклад председателя Счетной палаты города Барнаула Анцуповой И.А. о деятельности Счетной палаты города Барнаула за 2022 год, в соответствии с частью 2 статьи 20 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 30.09.2011 в„– 598, руководствуясь статьей 61 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, городская Дума решила:
1. Отчет о деятельности Счетной палаты города Барнаула за 2022 год принять к сведению (приложение).
2. Комитету информационной политики (Андреева Е.С.) обеспечить опубликование решения в официальном сетевом издании "Правовой портал администрации г. Барнаула".

Председатель городской Думы
Г.А.БУЕВИЧ





Приложение
к Решению
городской Думы
от 17 февраля 2023 г. в„– 81

ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА БАРНАУЛА ЗА 2022 ГОД

Отчет о деятельности Счетной палаты города Барнаула (далее - Счетная палата) за 2022 год представляется на рассмотрение Барнаульской городской Думе (далее - городская Дума) в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 в„– 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон в„– 6-ФЗ), статьи 20 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 30.09.2011 в„– 598 (далее - Положение о Счетной палате), стандарта организации деятельности "Подготовка отчета о деятельности Счетной палаты города Барнаула", утвержденного распоряжением коллегии Счетной палаты от 20.09.2016 в„– 5.
В отчете отражены основные направления деятельности Счетной палаты в 2022 году, информация о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, о принятых объектами контроля мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков, результаты информационной, организационной и иной деятельности Счетной палаты, приоритетные направления деятельности в 2023 году.
При оценке выявленных нарушений и недостатков Счетной палатой использован Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21.12.2021 в„– 14ПК (далее - Классификатор).
Отчет рассмотрен коллегией Счетной палаты 01.02.2023.

1. Общие сведения о деятельности Счетной палаты

Счетная палата - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля, образована и подотчетна городской Думе; обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости, открытости и гласности.
Правовые основы организации и деятельности Счетной палаты определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом в„– 6-ФЗ, Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, Положением о Счетной палате.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.07.2021 в„– 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", заместитель председателя и три аудитора Счетной палаты с 08.02.2022 назначены городской Думой на муниципальные должности. Штатная численность сотрудников Счетной палаты в отчетном году не изменилась - 10 человек: председатель, заместитель председателя, 3 аудитора, 3 инспектора, главный специалист - главный бухгалтер и главный специалист, совмещающий ведение кадровой работы, делопроизводства и организационно-технического обеспечения Счетной палаты.
План работы на 2022 год, утвержденный коллегией Счетной палаты, выполнен в полном объеме и в установленные сроки (с учетом внесенных изменений). Полномочия по внешнему финансовому контролю реализованы в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Основу плана по контрольным мероприятиям составили предложения администрации города Барнаула (далее - администрация города), Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее - Союз МКСО), решения межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции.
В отчетном году Счетная палата продолжила работу по контролю за планированием и исполнением бюджета города Барнаула (далее - бюджет города), соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью; экспертизе проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств города, изменения доходов бюджета города; контролю за устранением нарушений и недостатков, выявленных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями; совершенствованию правового и методологического обеспечения деятельности Счетной палаты. Одним из приоритетных направлений в 2022 году являлся контроль за реализацией национальных и региональных проектов на территории города Барнаула. Впервые Счетная палата приняла участие в едином общероссийском мероприятии, тема которого утверждена решением Президиума Союза МКСО.
Проведено 84 мероприятия внешнего муниципального финансового контроля, в том числе 9 контрольных и 75 экспертно-аналитических мероприятий. В составе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий производился аудит закупок (мероприятия с элементами аудита закупок) в рамках 5 мероприятий, проведено 2 мероприятия с элементами аудита эффективности, внешняя проверка годовой бюджетной отчетности 21 главного администратора бюджетных средств. В рамках экспертно-аналитической деятельности помимо внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, Счетной палатой проведены: 3 мониторинга исполнения бюджета города за 2022 год; 5 тематических экспертно-аналитических мероприятий; 13 мероприятий по анализу устранения нарушений (недостатков) и реализации предложений Счетной палаты по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитического мероприятий; 33 экспертизы проектов муниципальных правовых актов.
В отчетном году 9 контрольных и 5 тематических экспертно-аналитических мероприятий проведены на 65 объектах; объем бюджетных средств, охваченных мероприятиями, составил 93499369,3 тыс. рублей. Установлено финансовых нарушений на сумму 1127352,4 тыс. рублей, структура выявленных нарушений представлена в таблице:

Виды нарушений в соответствии с Классификатором
Всего нарушений
в том числе финансовых нарушений
ед.
%
ед.
тыс. руб.
%
Нарушения при формировании и исполнении бюджета города
778
58,7
743
70397,0
6,2
Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности
328
24,8
323
964568,3
85,5
Нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
15
1,1
12
603,2
0,1
Нарушения при осуществлении муниципальных закупок
202
15,2
104
89864,5
8,0
Неэффективное использование бюджетных средств
2
0,2
2
1919,4
0,2
Итого:
1325
100,0
1184
1127352,4
100,0

Нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
В текущем году устранено нарушений (с учетом нарушений по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному) на сумму 7045439,7 тыс. рублей, в том числе возмещено в бюджет города - 2116,2 тыс. рублей.
По итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий подготовлено 180 документов, в том числе:
акты по результатам контрольных мероприятий - 26;
отчеты о результатах контрольных мероприятий - 8;
представления - 25;
протоколы об административных правонарушениях - 6;
заключения о результатах экспертно-аналитических мероприятий - 42;
информации для размещения на странице Счетной палаты - 17;
заключения на проекты решений городской Думы - 33;
информационные письма - 23.
Результаты проведенных мероприятий рассмотрены на заседаниях коллегии Счетной палаты, доведены до сведения объектов контроля и направлены главе города Барнаула (далее - глава города), в городскую Думу, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула (далее - горфинкомитет), информации размещены на странице Счетной палаты на официальном Интернет-сайте города Барнаула (далее - страница Счетной палаты). В соответствии с соглашением о сотрудничестве все отчеты о результатах контрольных мероприятий направлены в прокуратуру города Барнаула.

2. Основные результаты контрольной деятельности
Счетной палаты

В отчетном году Счетной палатой 9 контрольных мероприятий проведены на 26 объектах, из них 14 органов местного самоуправления города, 12 муниципальных учреждений. Объем проверенных бюджетных средств (с учетом внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2021 год) составил 90955446,7 тыс. рублей; установлено финансовых нарушений на сумму 1127352,4 тыс. рублей, в том числе:
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 964568,3 тыс. рублей (85,5%);
нарушения при осуществлении муниципальных закупок - 89864,5 тыс. рублей (8,0%);
нарушения при формировании и исполнении бюджета города - 70397,0 тыс. рублей (6,2%);
неэффективное использование бюджетных средств - 1919,4 тыс. рублей (0,2%);
нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 603,2 тыс. рублей (0,1%).
Количественный анализ нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий, показывает, что на долю нарушений в сфере формирования и исполнения бюджета города приходится 57,8% (750 нарушений), ведения бухгалтерского учета, составления отчетности - 25,3% (328 нарушений), осуществления муниципальных закупок - 15,6% (202 нарушения), управления и распоряжения муниципальной собственностью - 1,2% (15 нарушений), неэффективного использования бюджетных средств - 0,1% (2 нарушения).
В отчетном году устранено финансовых нарушений на сумму 7044939,9 тыс. рублей, из них восстановлено в бюджет города 1616,4 тыс. рублей, в том числе:
- по результатам контрольных мероприятий, проведенных в 2022 году, устранено финансовых нарушений на сумму 979366,5 тыс. рублей, из них восстановлено в бюджет города 938,5 тыс. рублей;
- по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному, - 6065573,4 и 677,9 тыс. рублей соответственно.
Основными мерами по устранению нарушений являются: возврат (восстановление) неправомерно израсходованных бюджетных средств; взыскание задолженности по платежам в бюджет города; приведение нормативных правовых и иных актов в соответствие требованиям, исключающим условия или причины, способствовавшие возникновению нарушений; приведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с действующими нормативными правовыми актами. Ряд выявленных нарушений и недостатков имеют неустранимый характер в связи с тем, что правоотношения завершены (отчетность сдана, контракты исполнены и т.п.), принятые в целях устранения нарушений правовые акты (документы) не распространяют свое действие на предшествующий период.
На переходящем контроле остаются нарушения в сумме 25017,9 тыс. рублей, из них подлежит возмещению в бюджет города 6553,1 тыс. рублей.
В целях принятия надлежащих мер руководителям проверенных объектов направлено 25 представлений, которыми внесено 98 предложений об устранении выявленных нарушений и недостатков, повышении эффективности использования бюджетных ресурсов и муниципальной собственности, привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. Кроме этого, направлено 20 информационных писем о результатах контрольных мероприятий в отраслевые комитеты администрации города и прокуратуру города Барнаула. Информационные письма направлялись в тех случаях, когда принятие мер по устранению недостатков, а также причин и условий нарушений, выявленных в ходе мероприятий внешнего муниципального финансового контроля, относилось к компетенции и полномочиям не объектов контроля, а иных органов.
В 2022 году на контроле Счетной палаты находилось 47 представлений об устранении выявленных контрольными мероприятиями нарушений и недостатков. В результате проведенной работы в отчетном периоде 19 представлений снято с контроля, реализовано 98 предложений (в том числе по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному, - 17 представлений и 49 предложений), 7 работников проверенных организаций привлечены к дисциплинарной ответственности и 11 работникам уменьшен размер премий. На контроле остается реализация 28 представлений по 10 контрольным мероприятиям.
В отчетном году должностными лицами Счетной палаты были составлены 6 протоколов об административном правонарушении по частям 2, 3, 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); мировыми судьями города Барнаула по итогам рассмотрения данных протоколов назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 20,0 тыс. рублей 2 должностным лицам, в виде предупреждения - 4 должностным лицам. Кроме того, в отчетном году по материалам контрольного мероприятия Счетной палаты, проведенного в 2021 году, прокуратурой Октябрьского района города Барнаула возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ; должностное лицо Управлением Федеральной антимонопольной службы РФ по Алтайскому краю привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения.

2.1. Контроль за соблюдением установленного порядка
подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета
города

Во исполнение статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города за 2021 год, включая проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, и подготовлены соответствующие заключения.
Бюджет города исполнен по доходам в объеме 18470283,0 тыс. рублей или 99,4% к плану, по расходам - 18471636,5 тыс. рублей или 96,2% к плану, с превышением расходов над доходами (дефицит бюджета города) в сумме 1353,5 тыс. рублей.
В 2021 году в сумме поступивших доходов налоговые доходы составили 40,6%, неналоговые доходы - 7,3%, безвозмездные поступления - 52,1%. Наибольшую долю составили расходы на образование - 55,4% в объеме расходов; доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составила 15,6%, национальную экономику - 12,9%, общегосударственные вопросы - 7,8%, социальную политику - 3,3%. В разрезе разделов исполнение расходов составило по разделам 0100 "Общегосударственные вопросы", 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" и 1000 "Социальная политика" - 93,9, 91,2 и 94,4% соответственно; по разделу 1300 "Обслуживание государственного и муниципального долга" расходы не осуществлялись; по остальным разделам исполнение расходов выше 95,0%. Причинами неисполнения бюджетных назначений являются: экономия при проведении конкурентных процедур, исполнении контрактов; перенос ранее запланированных сроков выполнения работ на последующий период, признание конкурентных процедур закупок несостоявшимися; невыполнение работ подрядными организациями; заявительный характер выплаты пособий и компенсаций.
Основные параметры бюджета города исполнены в большем объеме по сравнению с исполнением бюджета города за 2020 год:
- объем доходов увеличился на 2016558,9 тыс. рублей (12,3%) за счет увеличения налоговых доходов на 1167868,1 тыс. рублей (18,5%), безвозмездных поступлений - на 1160962,1 тыс. рублей (13,7%) при сокращении неналоговых доходов на 312271,3 тыс. рублей (18,8%);
- объем расходов увеличился на 2365012,1 тыс. рублей или 14,7%. Увеличение расходов произошло по 8 разделам функциональной классификации расходов, снижение - по 2 (0400 "Национальная экономика", 0800 "Культура, кинематография").
Проведенными камеральными проверками в отчетности 8 из 22 главных администраторов бюджетных средств установлены отдельные нарушения и недостатки составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета. Сумма выявленных нарушений составила 6419,3 тыс. рублей, что в 4,0 раза меньше, чем было выявлено при внешней проверке отчета об исполнении бюджета города за 2020 год. Это свидетельствует о повышении уровня и качества подготовки годовой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств и является следствием усиления контроля за ее составлением. В период проверки главными администраторами бюджетных средств внесены изменения в соответствующие формы бюджетной отчетности, в связи с чем выявленные отклонения не повлияли на достоверность консолидированной бюджетной отчетности.
По результатам внешней проверки главным администраторам бюджетных средств направлены 21 заключение, 8 информационных писем.

2.2. Контроль за использованием средств бюджета города,
эффективностью управления и распоряжения муниципальной
собственностью

В рамках последующего контроля за расходованием средств бюджета города, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью Счетной палатой в 2022 году проведено 6 контрольных мероприятий.
Контрольное мероприятие "Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на благоустройство общественных территорий (пространств) в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда", включенное в план работы Счетной палаты на 2022 год в соответствии с решениями межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции и Президиума Союза МКСО об утверждении темы единого общероссийского мероприятия на 2022 год, было проведено в комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее - комитет по дорожному хозяйству) за 2020 и 2021 годы, 1 квартал 2022 года.
Повышение уровня благоустройства общественных территорий города Барнаула в целях реализации национального проекта "Жилье и городская среда" осуществлялось в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды города Барнаула" на 2018 - 2024 годы", утвержденной постановлением администрации города от 22.01.2018 в„– 98 (далее - муниципальная программа), за счет средств федерального, краевого и городского бюджетов по трем направлениям:
- разработка проектно-сметной документации на благоустройство общественных территорий города;
- работы по благоустройству общественных территорий города;
- контроль качества выполнения работ по благоустройству общественных территорий города.
Ответственным исполнителем указанных мероприятий программы определен комитет по дорожному хозяйству.
В 2020 - 2022 годах муниципальной программой предусмотрен комплекс мероприятий по благоустройству 2 общественных территорий ежегодно:
- в 2020 году - "Зеленая зона на пересечении ул. Взлетной и ул. Сергея Ускова" и "Парк "Изумрудный";
- в 2021 году - "Мизюлинская роща" и "Зеленая зона от ул. Герцена, 6 до ул. Белинского";
- в 2022 году - "Парк "Юбилейный", расположенный между ул. Гущина, ул. Малахова, ул. Речной, 3-й, ул. Чеглецова, ул. Северо-Западной" и "Набережная Речного вокзала".
Кроме того, в 2021 году предусмотрено благоустройство переходящего объекта с 2020 года - общественной территории "Парк "Изумрудный" (II этап)".
Территории включены в муниципальную программу по результатам подведения итогов интернет-голосования по отбору общественных территорий. Основные работы по благоустройству общественных территорий выполнялись в рамках муниципальных контрактов, заключенных комитетом с ООО "СК ГОРОД".
Состав работ по благоустройству общественных территорий:
- по объекту "Парк "Изумрудный": оформление зоны отдыха пешеходными и велодорожками; установка бортового камня, беседки, сцены, малых архитектурных форм (скамьи, урны, игровые и спортивные комплексы); организация освещения прогулочных дорожек, игровой площадки; благоустройство площадки для выгула собак; высадка деревьев и кустарников;
- по объекту "Зеленая зона на пересечении ул. Взлетной и ул. Сергея Ускова": устройство покрытия из тротуарной плитки, брусчатки, асфальтобетона; установление бортового камня, малых архитектурных форм (скамьи, банкетки, урны); высадка деревьев и кустарников;
- по объекту "Мизюлинская роща": устройство покрытия тротуаров, газонов; установка малых архитектурных форм (скамьи, урны, качели, игровые комплексы); монтаж фонарных столбов со светильниками; высадка деревьев и кустарников; установка камер видеонаблюдения;
- по объекту "Зеленая зона от ул. Герцена, 6 до ул. Белинского": устройство покрытия тротуаров; установка малых архитектурных форм (скамьи, урны, качели, игровые и спортивные комплексы); монтаж наружного освещения; высадка деревьев и кустарников.
Исполнение расходов составило: в 2020 году - 51670,5 тыс. рублей или 100,0% к плану, в 2021 году - 246761,4 тыс. рублей или 96,6%, за 1 квартал 2022 года - 2106,9 тыс. рублей или 0,9% к плану. Фактов нецелевого использования средств бюджета города не установлено.
Обслуживание благоустроенных в проверяемом периоде общественных территорий осуществлялось МБУ "Благоустройство и озеленение" г. Барнаула в рамках муниципальных заданий, доведенных учреждению комитетом по дорожному хозяйству (Мизюлинская роща, зеленая зона от ул. Герцена, 6 до ул. Белинского, зеленая зона на пересечении ул. Взлетной и ул. Сергея Ускова), и КГКУ "Фонд имущества Алтайского края" в соответствии с уставной деятельностью (парк "Изумрудный").
В ходе контрольного мероприятия в целях оценки фактического состояния выполненных подрядными организациями работ по благоустройству Счетной палатой совместно с представителями комитета по дорожному хозяйству, подрядной организации были осуществлены выезды на все 4 общественные территории, которыми установлено отсутствие должного контроля за сохранностью результатов выполненных работ по благоустройству общественных территорий:
- на общественной территории "Мизюлинская роща" повреждены 2 тротуарные плитки, сломаны 5 скамей;
- на общественной территории "Зеленая зона от ул. Герцена, 6 до ул. Белинского" две качели - гнезда не оснащены канатами и сиденьями, сломаны 2 скамьи;
- на общественной территории "Парк "Изумрудный" отсутствуют отдельные элементы на игровом комплексе и качалке-балансире, сломана качалка на пружине, отсутствует светильник светодиодный на одной опоре;
- на общественной территории "Зеленая зона на пересечении ул. Взлетной и ул. Сергея Ускова" повреждена 1 тротуарная плитка, сломаны 4 скамьи, повреждена 1 урна, из высаженных на территории зеленой зоны 284 деревьев и 200 кустарников не прижились (погибли, отсутствуют) соответственно 63 дерева и 36 кустарников.
Также контрольным мероприятием установлены:
- нарушения и недостатки при осуществлении муниципальных закупок (несоблюдение сроков оплаты и сроков приемки выполненных работ, неприменение мер ответственности к исполнителям при нарушении сроков выполнения работ, ошибки при расчете неустойки (пени), несоответствие срока действия банковских гарантий, предоставленных для обеспечения гарантийных обязательств, сроку, установленному Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон в„– 44-ФЗ) - 23 нарушения, в том числе 14 финансовых на сумму 6807,5 тыс. рублей;
- нарушения при ведении бухгалтерского учета - 11 финансовых нарушений на сумму 71766,1 тыс. рублей, из них в ходе контрольного мероприятия устранено 6 нарушений (58877,7 тыс. рублей);
- несоответствие фактического значения индикатора муниципальной программы "Площадь благоустроенных общественных территорий города" в отчетах о реализации муниципальной программы площади благоустроенных территорий, указанной в паспортах благоустройства.
По результатам контрольного мероприятия направлено представление комитету по дорожному хозяйству; в прокуратуру города Барнаула направлено информационное письмо для принятия мер по выявленным нарушениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, имеющим признаки состава административного правонарушения.
Согласно представленной информации комитетом по дорожному хозяйству в адрес подрядных организаций направлены требования об уплате неустойки (пени) за нарушение сроков выполнения работ, устранены нарушения ведения бухгалтерского учета на сумму 2902,4 тыс. рублей; в рамках гарантийных обязательств ООО "СК Город" в осенний период 2022 года выполнена замена 47 деревьев в зеленой зоне на пересечении ул. Взлетной и ул. Сергея Ускова. Исполнение представления остается на контроле Счетной палаты.
Прокуратурой города Барнаула информация о нарушениях комитетом по дорожному хозяйству законодательства в сфере закупок рассмотрена, в адрес председателя комитета по дорожному хозяйству направлено представление.
В ходе контрольного мероприятия "Проверка реализации органами местного самоуправления полномочий главных администраторов доходов бюджета города от использования земельных участков, которые расположены в границах городского округа - города Барнаула", включенного в план работы Счетной палаты на 2022 год по предложению администрации города, проведена проверка реализации органами местного самоуправления (комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - комитет по земле), комитет по дорожному хозяйству, администрация Железнодорожного района города Барнаула (далее - администрация Железнодорожного района), администрация Октябрьского района города Барнаула (далее - администрация Октябрьского района), администрация Индустриального района города Барнаула (далее - администрация Индустриального района), администрация Ленинского района города Барнаула (далее - администрация Ленинского района), администрация Центрального района города Барнаула (далее - администрация Центрального района) полномочий главных администраторов следующих доходов бюджета города от использования земельных участков: доходов, получаемых в виде арендной платы за государственные и муниципальные земельные участки, платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления городских округов, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении государственных и муниципальных земельных участков, неосновательного обогащения за использование земельных участков.
По состоянию на 01.01.2022 действовало 7158 договоров аренды земельных участков (аренды неразграниченной земли - 6261, муниципальной земли - 897) и 46 соглашений об установлении сервитута. За 2021 год количество договоров аренды земельных участков уменьшилось на 517 договоров (аренды неразграниченной земли - на 46, муниципальной земли - на 471), а количество соглашений об установлении сервитутов увеличилось на 12. По состоянию на 01.04.2022 действовало 7103 договора аренды земельных участков (аренды неразграниченной земли - 6267, муниципальной земли - 836) и 41 соглашение об установлении сервитута.
За 2021 год поступления доходов от аренды земли уменьшились на 466191,4 тыс. рублей или 42,7% (доходы от аренды муниципальной земли уменьшились на 530467,8 тыс. рублей, а доходы от аренды неразграниченной земли увеличились на 64276,4 тыс. рублей), сервитутов - на 120,0 тыс. рублей (17,1%), неосновательного обогащения - на 245,6 тыс. рублей (2,4%). Уменьшение поступлений от аренды муниципальных земельных участков связано со снижением поступлений по результатам аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 4.11 Порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета города, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, утвержденного постановлением администрации города от 13.12.2016 в„– 2382, главные администраторы осуществляют: прогнозирование поступлений доходов в бюджет города; начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджет города, пеней и штрафов по ним; взыскание задолженности и принятие решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей и т.д. Проверкой реализации главными администраторами данных полномочий установлены следующие нарушения и недостатки:
- проверкой достоверности прогнозирования плановых показателей на 2021 и 2022 годы установлены существенные отклонения и ошибки в прогнозировании первоначальных плановых показателей у 5 главных администраторов доходов: комитета по земле, администраций Железнодорожного, Индустриального, Октябрьского, Центрального районов. Так, плановые показатели, рассчитанные Счетной палатой на основании утвержденных главными администраторами методик прогнозирования, по доходам от аренды муниципальной и государственной земли на 2022 год занижены на 53810,5 тыс. рублей (комитет по земле - 53801,6 тыс. рублей, администрация Центрального района - 8,9 тыс. рублей);
- проверкой полноты начисления платежей за использование земельных участков, на которых расположены 647 муниципальных зданий и помещений, переданных в пользование организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения города, и хозяйствующим субъектам, установлено, что комитетом по земле не осуществлялся должный контроль за полнотой и своевременностью взимания платежей за использование земельных участков. В результате комитету по земле необходимо принять исчерпывающие меры по возмещению в бюджет города 4076,8 тыс. рублей;
- проверкой законности использования земельных участков, на которых размещены 269 нестационарных объектов бытового обслуживания и общественного питания, установлено, что на территории Индустриального, Октябрьского, Центрального районов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, располагаются 4 объекта без правовых оснований и оплаты в бюджет города;
- проверкой законности использования земельных участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, на которых установлен сервитут, установлено, что комитетом по дорожному хозяйству неправомерно предоставлена в безвозмездное пользование часть земельного участка по адресу: г. Барнаул, п. Центральный, ул. Мира, 2б;
- выборочной проверкой правильности начисления доходов от использования земельных участков установлены нарушения по 518 договорам на сумму 680,8 тыс. рублей в комитете по дорожному хозяйству и администрациях районов города;
- выборочной проверкой правильности учета доходов от использования земельных участков установлены нарушения по 51 договору на сумму 725,3 тыс. рублей в администрациях Железнодорожного, Индустриального, Ленинского, Октябрьского районов;
- выборочной проверкой полноты и своевременности выполнения главными администраторами полномочий по взысканию задолженности по доходам от использования земельных участков установлены нарушения, выразившиеся в несвоевременном направлении требований об уплате задолженности (205 случаев: 197 - комитет по земле, по 4 - администрация Ленинского района и комитет по дорожному хозяйству), непринятии мер по взысканию задолженности, сложившейся за 6 месяцев и более, в судебном порядке (57 случаев: 55 - комитет по земле, по 1 - администрации Индустриального, Октябрьского районов). Так, до проведения контрольного мероприятия комитетом по земле не проводилась работа по взысканию задолженности в судебном порядке в сумме 1967,2 тыс. рублей, срок погашения которой превышает 3 года, что может привести к потерям доходов бюджета города.
Кроме вышеуказанных, контрольным мероприятием выявлены нарушения порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации (комитет по земле, комитет по дорожному хозяйству, администрация Индустриального района), ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности (все объекты контроля).
Выявленные контрольным мероприятием нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении полномочий по администрированию доходов от использования земельных участков, а также недостаточном контроле за учетом земельных участков. Объем финансовых нарушений, установленных данным контрольным мероприятием, составил 914615,0 тыс. рублей, в том числе по объектам контроля: комитет по земле - 188652,6 тыс. рублей, комитет по дорожному хозяйству - 662963,0 тыс. рублей, администрации Железнодорожного района - 1941,6 тыс. рублей, Индустриального района - 9472,4 тыс. рублей, Ленинского района - 28905,6 тыс. рублей, Октябрьского района - 741,6 тыс. рублей, Центрального района - 21938,2 тыс. рублей. Наибольший объем (93,6%) составили нарушения установленных требований к бюджетному учету и отчетности - 855864,1 тыс. рублей, в том числе комитет по земле - 130774,2 тыс. рублей, комитет по дорожному хозяйству - 662961,3 тыс. рублей.
Допущенные администрациями районов нарушения привели к отражению по данным бюджетного учета недостоверной информации о стоимости земельных участков, вовлеченных администрациями районов в хозяйственный оборот, и доходах будущих периодов и искажению показателей годовой бюджетной отчетности по состоянию на 01.01.2022. По фактам искажения годовой бюджетной отчетности за 2021 год должностными лицами Счетной палаты в отношении 5 главных бухгалтеров администраций районов составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ.
Также всем объектам контроля направлены представления.
По результатам контрольного мероприятия объектами контроля устранены нарушения: порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации (комитет по земле, комитет по дорожному хозяйству, администрация Индустриального района); прогнозирования плановых показателей по доходам от использования земельных участков на 2022 год в размере 53801,6 тыс. рублей (комитет по земле); ведения бюджетного учета и составления отчетности в сумме 855736,3 тыс. рублей (все объекты контроля); в бюджет города возмещена задолженность в сумме 910,6 тыс. рублей (комитет по земле, комитет по дорожному хозяйству, администрации Железнодорожного, Индустриального, Ленинского и Октябрьского районов).
Кроме того, согласно представленным информациям администрациями районов: скорректированы плановые показатели бюджета города на 2022 год по доходам от аренды земельных участков на 965,0 тыс. рублей; проведены (проводятся) мониторинг земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, и сверка расчетов с плательщиками; внесены изменения в правовые и локальные акты, устанавливающие должностные обязанности работников по учету земельных участков и доходов от использования земельных участков.
За допущенные нарушения 3 должностных лица администраций Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов привлечены к дисциплинарной ответственности, 8 должностным лицам администраций Железнодорожного, Ленинского и Октябрьского районов снижен размер ежемесячной премии.
Мировыми судьями города Барнаула по итогам рассмотрения составленных Счетной палатой протоколов об административном правонарушении главные бухгалтера признаны виновными; назначены наказания в виде административных штрафов на общую сумму 20,0 тыс. рублей 2 должностным лицам, в виде предупреждения - 3 должностным лицам.
Исполнение объектами контроля представлений об устранении выявленных нарушений остается на контроле Счетной палаты.
Контрольное мероприятие "Проверка эффективности расходования бюджетных средств, выделенных комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на озеленение (посадку деревьев и кустарников) территорий по ул. Попова от ул. Трактовой до ул. Власихинской и по ул. Профинтерна от пр-кта Комсомольского до пр-кта Калинина" проведено в связи с поступившим в Счетную палату обращением депутата городской Думы седьмого созыва.
Контрольным мероприятием доводы о ненадлежащем уходе за озелененными территориями и гибели саженцев, изложенные в обращении, подтверждены. Из высаженных на территории по ул. Попова от ул. Власихинской до ул. Трактовой 224 деревьев и 39 кустарников не прижились (отсутствуют) соответственно 223 дерева и 39 кустарников; по ул. Профинтерна от пр-кта Комсомольского до пр-кта Калинина из 239 деревьев не прижились (отсутствуют) 75 деревьев. Установлено отсутствие должного контроля за сохранностью выполненных работ по озеленению территорий, непринятие мер по их содержанию и обслуживанию. Общая сумма бюджетных средств, направленная на оплату работ по озеленению (посадка деревьев и кустарников, которые впоследствии погибли) данных территорий и использованная в нарушение принципа эффективности, определенного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, составила 1919,4 тыс. рублей.
По результатам контрольного мероприятия комитету по дорожному хозяйству направлено представление.
Согласно представленной информации МБУ "Благоустройство и озеленение" г. Барнаула выполнены работы за счет средств от приносящей доход деятельности по восстановлению зеленых насаждений на территории по ул. Профинтерна от пр-кта Комсомольского до пр-кта Калинина: высажены 67 яблонь и 8 саженцев черемухи Маака (устранено выявленное контрольным мероприятием неэффективное использование средств бюджета города в сумме 502,5 тыс. рублей). С целью решения вопроса восстановления зеленых насаждений на территории по ул. Попова от ул. Трактовой до ул. Власихинской комитетом по дорожному хозяйству в Арбитражный суд Алтайского края направлено исковое заявление о взыскании с ООО "Патай" ущерба в размере 1416,9 тыс. рублей; данный вопрос остается на контроле Счетной палаты.
В ходе контрольного мероприятия "Проверка исполнения комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула отдельных муниципальных контрактов стоимостью свыше 3 млн рублей, заключенных и исполненных в 2022 году", включенного в план работы Счетной палаты на 2022 год в соответствии с решением межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции, осуществлена проверка соблюдения требований Федерального закона в„– 44-ФЗ при исполнении 15 муниципальных контрактов согласно реестру, направленному прокуратурой города Барнаула, на сумму 2301468,2 тыс. рублей.
Контрольным мероприятием установлено 6 нарушений законодательства о закупках, в том числе 5 финансовых на сумму 68101,5 тыс. рублей (неприменение мер ответственности в отношении подрядных организаций, несоблюдение сроков приемки и оплаты выполненных работ). Характер и периодичность выявленных нарушений свидетельствуют о недостаточном контроле за осуществлением закупок в комитете по дорожному хозяйству.
По результатам контрольного мероприятия направлено представление комитету по дорожному хозяйству; в прокуратуру города Барнаула направлено информационное письмо для принятия мер по выявленным нарушениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, имеющим признаки состава административного правонарушения.
Исполнение представления остается на контроле Счетной палаты.
Контрольным мероприятием "Проверка расходования бюджетных средств комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на исполнение судебных актов, в том числе в рамках муниципальной программы "Барнаул - комфортный город" на 2015 - 2030 годы" за 2021 год и 1 полугодие 2022 года, включенным в план работы Счетной палаты на 2022 год по предложениям администрации города и представительства Союза МКСО в Сибирском федеральном округе, установлено следующее.
В проверяемом периоде комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее - комитет ЖКХ) исполнялись судебные акты имущественного и неимущественного характера, а также постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и наложении административного штрафа за нарушение установленных сроков исполнения судебных актов неимущественного характера.
Расходы на исполнение судебных актов имущественного характера (выплата выкупной стоимости жилого (нежилого) помещения в аварийном многоквартирном жилом доме, компенсации за неисполнение (несвоевременное исполнение) решений судов, возмещение судебных расходов, оплата задолженности по коммунальным услугам и пр.) за проверяемый период составили 762115,6 тыс. рублей, на исполнение судебных актов неимущественного характера (требования об обязании провести капитальный ремонт жилого фонда; предоставить жилые помещения по договорам социального найма) - 176841,6 тыс. рублей, на исполнение постановлений судебного пристава-исполнителя - 9725,0 тыс. рублей. Наибольший удельный вес составили расходы на выплату выкупной стоимости жилого (нежилого) помещения в аварийном многоквартирном жилом доме: в 2021 году - 79,4% от общей суммы расходов на исполнение судебных решений, в 1 полугодии 2022 года - 77,8%.
Из общей суммы расходов на исполнение судебных актов расходы на выплату компенсации за неисполнение (несвоевременное исполнение) решений судов, оплату административных штрафов составили: в 2021 году - 8245,0 тыс. рублей, в 1 полугодии 2022 года - 2209,0 тыс. рублей. Данные расходы сложились в основном за неисполнение в установленный срок обязательств по проведению капитального ремонта жилищного фонда.
За проверяемый период было исполнено 1144 исполнительных документа имущественного характера; требования по 18 исполнительным документам (решениям судов) об обязании провести капитальный ремонт объектов жилого фонда, в рамках которых закончен капитальный ремонт 13 объектов; требования 49 исполнительных производств (решений судов), в рамках которых заключены договоры социального найма и предоставлены в пользование 26 жилых помещений; исполнено 198 постановлений о взыскании исполнительского сбора и наложении административного штрафа.
По состоянию на 01.07.2022 на исполнении комитета ЖКХ находилось 45 исполнительных документов имущественного характера (19 - на возмещение организациям и физическим лицам судебных расходов, выплату компенсации за неисполнение (несвоевременное исполнение) решений судов, 26 - на выплату выкупной стоимости жилых помещений в жилых домах, признанных аварийными), 117 исполнительных производств, обязывающих комитет ЖКХ провести капитальный ремонт 94 объектов жилого фонда, и 29 исполнительных производств, обязывающих комитет ЖКХ предоставить 15 жилых помещений по договорам социального найма.
Нецелевого использования средств бюджета города не установлено.
Вместе с тем, установлены факты перечисления комитетом ЖКХ выплат по возмещению судебных расходов (по уплате государственной пошлины и оплате судебной экспертизы) 6 истцам в большем размере, чем подлежало возмещению в соответствии с решением суда. Сумма излишне перечисленных денежных средств составила 27,2 тыс. рублей. В период контрольного мероприятия излишне выплаченные денежные средства возвращены истцами и перечислены в доход бюджета города в полном объеме.
Контрольным мероприятием установлены нарушения и недостатки при осуществлении муниципальных закупок (заключение контракта до предоставления обеспечения исполнения контракта; несоответствие срока действия банковских гарантий, предоставленных для обеспечения гарантийных обязательств, сроку, установленному Федеральным законом в„– 44-ФЗ), составлении бюджетной отчетности в части искажения данных об исполнении судебных решений (2 финансовых нарушения на сумму 29533,7 тыс. рублей).
Кроме того, контрольным мероприятием установлено предоставление комитетом ЖКХ в горфинкомитет недостоверной информации о суммах, подлежащих включению в бюджет города на исполнение судебных актов, при подготовке проектов решений городской Думы о внесении изменений в решения о бюджете на 2021 и 2022 годы. Так, суммы в представленных информациях завышены: на 2021 год - на 2988,3 тыс. рублей, на 2022 год - на 8328,6 тыс. рублей (необоснованно включены данные об исполненных и оконченных исполнительных производствах). Данный факт свидетельствует о ненадлежащем выполнении комитетом ЖКХ полномочий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в части составления обоснований бюджетных ассигнований, об отсутствии должного учета данных об окончании исполнительных производств.
По результатам контрольного мероприятия комитету ЖКХ направлено представление.
Согласно поступившей информации комитетом ЖКХ усилен контроль за актуализацией данных об исполнительных производствах, находящихся на исполнении комитета, предоставлением информации об объемах бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов; представление снято с контроля Счетной палаты.
Контрольное мероприятие "Выборочная проверка соблюдения муниципальными учреждениями, подведомственными комитетам по образованию и культуре города Барнаула, порядка передачи в пользование земельных участков, предоставленных данным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования" включено в план работы Счетной палаты на 2022 год по результатам проведенной в 2021 году проверки в МБОУ "Лицей в„– 86" в рамках экспертно-аналитического мероприятия "Обследование по вопросу соблюдения порядка передачи в пользование земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приватизированные из муниципальной собственности", которым установлено, что МБОУ "Лицей в„– 86" не принимались меры по передаче части земельного участка в пользование и взысканию с собственников помещений земельных платежей, в связи с чем были произведены необоснованные расходы средств бюджета города на уплату земельного налога.
Контрольным мероприятием охвачено 10 муниципальных учреждений, подведомственных комитету по образованию города Барнаула (далее - комитет по образованию), и 2 учреждения, подведомственных комитету по культуре города Барнаула (далее - комитет по культуре).
По состоянию на 01.10.2022 проверенным муниципальным учреждениям были переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования 22 земельных участка общей балансовой стоимостью 868426,3 тыс. рублей. В проверяемом периоде всеми учреждениями предоставлялись в безвозмездное и арендное пользование сооружения, части нежилых помещений в зданиях, расположенных на переданных учреждениям земельных участках.
Контрольным мероприятием установлены нарушения в законности использования земельных участков, предоставленных муниципальным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования:
- в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 1, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в 10 муниципальных учреждениях 19 арендаторов (пользователей) не вносили плату за пользование земельными участками (не возмещали земельный налог). В соответствии со статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательное обогащение в виде сбереженной платы за возмещение земельного налога за проверяемый период составило 602,9 тыс. рублей. Указанное нарушение привело к необоснованным расходам средств бюджета города на указанную сумму на уплату земельного налога за части земельных участков, находящихся в пользовании иных лиц;
- в нарушение пунктов 3.1, 3.5 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, финансового обеспечения выполнения муниципального задания, предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями, утвержденного постановлением администрации города от 20.01.2016 в„– 10, объем финансового обеспечения муниципального задания на уплату земельного налога 7 муниципальных учреждений рассчитывался с учетом имущества, сданного в аренду; уплата земельного налога, возмещенного арендаторами (иными пользователями), за счет средств от приносящей доход деятельности не осуществлялась. Сумма необоснованно произведенных расходов средств бюджета города на уплату земельного налога составила 159,8 тыс. рублей;
- в нарушение абзаца 2 пункта 11 статьи 39.20 ЗК РФ, действующего с 24.06.2014, пользование земельным участком по адресу: ул. Гущина, 177, предоставленным МБОУ "СОШ в„– 126" на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществлялось МБУ ДО "Барнаульская детская школа искусств в„– 7" на основании договора от 25.01.2008 в„– 111, не соответствующего требованиям действующего законодательства (не определены условия платности пользования участком).
Контрольным мероприятием установлено, что муниципальными учреждениями применялись различные методики расчета арендаторам сумм возмещения земельного налога. В ходе осмотров земельных участков в 3 учреждениях установлено наличие имущества, правообладателем которого согласно предоставленным документам учреждения не являются, и иные собственники не установлены.
Кроме того, в 5 учреждениях установлены нарушения ведения учета и составления бухгалтерской отчетности - 8 финансовых нарушений на сумму 985,1 тыс. рублей, из них в ходе контрольного мероприятия устранено 3 нарушения (171,3 тыс. рублей).
По фактам искажения годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год должностным лицом Счетной палаты в отношении главного бухгалтера МБОУ "СОШ в„– 102" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ. Мировым судьей Индустриального района города Барнаула по итогам рассмотрения данного протокола об административном правонарушении главный бухгалтер признан виновным; назначено наказание в виде предупреждения.
Контрольное мероприятие показало отсутствие принятых мер со стороны учредителей муниципальных учреждений (комитета по образованию и комитета по культуре) по обеспечению мероприятий по выявлению иных лиц, являющихся пользователями земельных участков, на которых расположены здания, сооружения или помещения в них, находящиеся в пользовании (собственности) нескольких юридических и (или) физических лиц, и оформлению прав на такие земельные участки, на что было обращено внимание Счетной палатой по результатам проведенного в 2021 году экспертно-аналитического мероприятия "Обследование по вопросу соблюдения порядка передачи в пользование земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приватизированные из муниципальной собственности".
По результатам контрольного мероприятия направлены представления всем муниципальным учреждениям, информационные письма - заместителю главы администрации города по социальной политике, администрации Индустриального района, комитетам по управлению муниципальной собственностью, по образованию, по культуре, по физической культуре и спорту, по дорожному хозяйству. Устранение выявленных нарушений и недостатков находится на контроле в Счетной палате.
Счетной палатой в отчетном году также осуществлялся контроль за реализацией материалов проверок, проведенных в предшествующие периоды.
Так, в рамках исполнения представления Счетной палаты, направленного в 2019 году по результатам контрольного мероприятия "Проверка эффективности управления муниципальным жилищным фондом города Барнаула и расходования средств на его содержание", комитетом ЖКХ ведется работа по отражению по данным бюджетного учета муниципальных жилых помещений, в отношении которых не определена текущая оценочная стоимость, после подтверждения факта муниципальной собственности по мере поступления выписок из ЕГРН; инвентаризация задолженности за наем; претензионная работа с нанимателями муниципальных жилых помещений. Вопрос проведения вышеуказанной работы в дальнейшем поставлен на контроль комитета ЖКХ.
Комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - КУМС) в целях исполнения представления Счетной палаты, направленного в 2020 году по результатам контрольного мероприятия "Оценка обоснованности предоставления имущественной поддержки при предоставлении в пользование комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула муниципального имущества", зарегистрировано право муниципальной собственности на здание по адресу: г. Барнаул, с. Власиха, ул. Первомайская, 52; проведена работа по предоставлению арендатором договоров на коммунальные услуги и страхование 8 помещений, актов сверок взаиморасчетов с ресурсоснабжающими организациями; устранены остававшиеся на контроле нарушения бухгалтерского учета имущества, переданного в арендное и безвозмездное пользование, в сумме 6043011,8 тыс. рублей; с целью обеспечения полных и актуальных сведений КУМС ежеквартально осуществляется выгрузка в Реестр объектов муниципальной собственности города Барнаула (далее - Реестр) сведений об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения; представление снято с контроля.
По результатам проведенного в 2021 году контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за детскими музыкальными школами и школами искусств, подведомственными комитету по культуре города Барнаула" устранены нарушения порядка определения видов особо ценного движимого имущества в отношении 81 объекта движимого имущества общей стоимостью 14006,1 тыс. рублей, скорректированы данные Реестра в отношении 3 объектов основных средств на сумму 6657,0 тыс. рублей, в бюджет города возмещены средства (уменьшены ассигнования из бюджета города) в сумме 677,4 тыс. рублей, меры дисциплинарной ответственности применены в отношении 4 должностных лиц проверенных учреждений.
Прокурорами Индустриального, Центрального, Ленинского районов города Барнаула внесены представления об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в адрес директоров МБУ ДО "БДШИ в„– 4", МБУ ДО "ДШИ в„– 6 г. Барнаула" и МБУ ДО "ДХШ в„– 2 г. Барнаула" соответственно. Прокуратурой Октябрьского района города Барнаула вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в отношении директора МБУДО ДШИ в„– 3 г. Барнаула и направлено для рассмотрения в УФАС по Алтайскому краю, УФАС по Алтайскому краю назначено административное наказание в виде предупреждения.
Представления, направленные руководителям комитета по культуре и 10 детских музыкальных школ и школ искусств сняты с контроля Счетной палаты как исполненные.
Также в связи с завершением работы по устранению нарушений сняты с контроля представления Счетной палаты, направленные по результатам контрольных мероприятий "Проверка исполнения комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула полномочий в сфере размещения рекламных конструкций на территории города Барнаула" в 2020 году и "Проверка эффективности использования нежилых помещений, составляющих казну города; доходы от использования данного имущества и расходы на его содержание" в комитете по дорожному хозяйству в 2021 году.

2.3. Аудит в сфере закупок

Аудит закупок проводится путем проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки для обеспечения муниципальных нужд по планируемым к заключению, заключенным и исполненным муниципальным контрактам, а также посредством анализа нормативной правовой базы функционирования контрактной системы.
В отчетном году Счетной палатой проведено 2 контрольных мероприятия по аудиту в сфере закупок:
1. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных комитетом по социальной поддержке населения города Барнаула;
2. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных административно-хозяйственным управлением администрации г. Барнаула.
Также в отчетном году проведены три контрольных мероприятия с элементами аудита закупок.
Данными мероприятиями охвачено 5 объектов, объем проверенных средств составил 2792730,8 тыс. рублей; установлено 202 нарушения законодательства о контрактной системе, из них 104 финансовых на сумму 89864,5 тыс. рублей.
По количеству основная часть из выявленных нарушений (66,3%) приходится на нарушения при заключении заказчиками муниципальных контрактов (превышение установленного норматива затрат; нарушение установленного порядка обоснования цены контракта; невключение обязательных условий о цене контракта и сроке поставки товара; распространение действия на правоотношения между сторонами на период ранее срока заключения контрактов; нарушение срока действия банковских гарантий; нарушение условий обеспечения исполнения контракта); 23,8% - нарушения при исполнении контрактов (нарушения порядка и срока приемки, оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг; неразмещение в единой информационной системе обязательной информации); 5,4% - применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту (неприменение меры ответственности по контрактам, ошибки при расчете пени в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств по контрактам; нарушение срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта); 2,5% - нарушения при планировании закупок (несоблюдение порядка нормирования закупок; несоответствие муниципальных правовых актов о нормировании в сфере закупок действующему законодательству о закупках; несвоевременное размещение муниципальных правовых актов о нормировании в сфере закупок). Также установлены нарушения формирования отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, полноты отражения в реестре закупок заключенных муниципальных контрактов.
Основными причинами нарушений и недостатков, выявленных в рамках аудита в сфере закупок, являются недостаточный контроль при планировании, заключении и исполнении муниципальных контрактов; недостаточная квалификация контрактного управляющего; формальный подход к работе приемочной комиссии; недостаточное взаимодействие структурных подразделений объектов контроля по вопросам осуществления закупок.
По результатам аудита в сфере закупок в 2022 году 5 муниципальным заказчикам направлены представления об устранении выявленных нарушений и недостатков.
Также в 2022 году в прокуратуру города Барнаула для принятия мер направлено 5 информаций о выявленных нарушениях законодательства в сфере закупок, имеющих признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.29, частями 1 и 4 статьи 7.29.3, частью 1.4 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, частью 1 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 98 Федерального закона в„– 44-ФЗ Счетной палатой обобщены результаты мероприятий, проведенных в 2021 году, в части аудита в сфере закупок, в том числе систематизированы выявленные нарушения и недостатки, подготовлены предложения по их устранению и совершенствованию работы муниципальных заказчиков. Данная обобщенная информация размещена в единой информационной системе.
В отчетном году завершена работа по устранению нарушений и недостатков, выявленных контрольными мероприятиями "Аудит в сфере закупок, осуществленных комитетом по энергоресурсам и газификации города Барнаула" в 2017 году и "Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула" в 2021 году; представления сняты с контроля.

3. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты

По итогам исполнения бюджета города за 1 квартал, 6 и 9 месяцев 2022 года Счетной палатой проанализированы объем, динамика и структура доходов и расходов бюджета города, безвозмездных поступлений, исполнение муниципальных программ и адресной инвестиционной программы. По результатам данных экспертно-аналитических мероприятий подготовлены 3 заключения, которыми внесено 24 предложения (рекомендации) по корректировке отдельных доходов и расходов бюджета города, усилению контроля за исполнением плановых показателей по доходам бюджета города, мероприятий в рамках реализации муниципальных программ, инвестиционной программы, все предложения учтены при принятии соответствующих решений. Всего по предложениям Счетной палаты, внесенным по результатам анализа исполнения бюджета, плановые показатели доходной части бюджета города на 2022 год были скорректированы на 436723,0 тыс. рублей, расходной части - на 20767,4 тыс. рублей.
Проведено 5 тематических экспертно-аналитических мероприятий:
- анализ отчета комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула о результатах приватизации муниципального имущества за 2021 год;
- анализ результатов аудита в сфере закупок и мер, принятых объектами контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий по устранению выявленных Счетной палатой нарушений в сфере закупок, за 2021 год;
- мониторинг реализации муниципальной составляющей региональных и национальных проектов в городском округе - городе Барнауле Алтайского края за 2021 год;
- анализ реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Барнаула за 2021 год;
- оценка эффективности предоставления налоговых льгот за 2021 год.
Объем бюджетных средств, охваченных тематическими экспертно-аналитическими мероприятиями, составил 2543922,6 тыс. рублей. Финансовых нарушений в отчетном году в рамках экспертно-аналитической деятельности не выявлено. В рамках 3 мероприятий установлено 28 количественных нарушений при формировании и исполнении бюджета города, внесено 8 предложений (рекомендаций), реализация которых остается на контроле Счетной палаты, в том числе по экспертно-аналитическим мероприятиям:
- мониторинг реализации муниципальной составляющей региональных и национальных проектов в городском округе - городе Барнауле Алтайского края за 2021 год - 23 нарушения (нарушения Положения об организации проектной деятельности в администрации города Барнаула, утвержденного постановлением администрации города от 30.11.2017 в„– 2382, при разработке, утверждении и реализации муниципальных проектов, отсутствие взаимоувязки индикаторов муниципальных программ, муниципальных проектов с соответствующими индикаторами региональных проектов и заключенных соглашений, отсутствие должного контроля со стороны проектного офиса за реализацией муниципальных проектов).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой предложено: обеспечить включение мероприятий и индикаторов национальных (региональных) проектов, достижение которых относится к вопросам местного значения городского округа - города Барнаула Алтайского края, в соответствующие муниципальные программы; провести мониторинг муниципальных проектов и их актуальности, в том числе в части реализации национальных (региональных) проектов на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края;
- анализ реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Барнаула за 2021 год - 4 нарушения (нарушения Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденного постановлением администрации города от 03.04.2014 в„– 635, в оценке эффективности муниципальной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда города Барнаула на 2019 - 2025 годы", отсутствие взаимоувязки отдельных индикаторов (показателей) подпрограмм "Обеспечение населения города Барнаула комфортным жильем на 2015 - 2030 годы" и "Благоустройство территории жилой застройки города Барнаула на 2015 - 2030 годы" муниципальной программы "Барнаул - комфортный город" на 2015 - 2030 годы и индикаторов муниципальной программы "Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015 - 2024 годы" с объемами финансового обеспечения).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой предложено: при оценке эффективности муниципальных программ города Барнаула учесть в дальнейшей работе выявленные нарушения в части применения утвержденных показателей в плане реализации мероприятий и плане реализации индикаторов муниципальной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда города Барнаула на 2019 - 2025 годы"; обеспечить сопоставимость показателей индикаторов муниципальных программ с объемами их финансового обеспечения;
- оценка эффективности предоставления налоговых льгот за 2021 год - 1 нарушение (нарушение Порядка оценки налоговых расходов города Барнаула, утвержденного постановлением администрации города от 19.11.2020 в„– 1869, в части отсутствия привязки налогового расхода "Освобождение от уплаты налога налогоплательщиков в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества, расположенные на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" к показателю (индикатору) достижения целей муниципальной программы и (или) цели социально-экономической политики города Барнаула).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой предложено:
комитету по социальной поддержке населения города Барнаула: по налоговому расходу "Освобождение от уплаты налога налогоплательщиков в отношении земельных участков, предназначенных для садоводства и огородничества, расположенные на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" определить показатель (индикатор) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики города Барнаула; усилить контроль за предоставлением информации при формировании перечня налоговых расходов города Барнаула и проведением оценки налоговых расходов города Барнаула; рассмотреть вопрос о привлечении в установленном порядке к ответственности лиц, допустивших нарушения действующего законодательства;
горфинкомитету: усилить контроль за формированием перечня налоговых расходов города Барнаула и проведением оценки эффективности налоговых расходов города Барнаула.
В отчетном году по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Обследование по вопросу соблюдения порядка передачи в пользование земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приватизированные из муниципальной собственности", проведенного Счетной палатой в 2021 году, в бюджет города поступило 499,8 тыс. рублей, Счетной палатой продолжается контроль в части взыскания задолженности по земельным платежам.
В отчетном периоде Счетной палатой проведены экспертизы и подготовлено 33 заключения на проекты решений городской Думы, в том числе: о бюджете города - 10 (на годовой отчет об исполнении бюджета города за 2021 год - 1, по внесению изменений в бюджет города на 2022 год - 6; на проект бюджета города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов - 3); по вопросам формирования доходов бюджета города - 4; в части, касающейся расходных обязательств города, - 18, бюджетного процесса - 1. Всего по результатам экспертиз подготовлено 31 предложение и замечание, из которых 24 учтены разработчиками при подготовке (доработке) муниципальных правовых актов, 5 - остаются на контроле Счетной палаты. Также в отчетном году учтены 4 остававшихся на контроле предложения, внесенные в 2021 году в заключениях Счетной палаты на проекты решений городской Думы "О бюджете города на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", "О внесении изменений в решение городской Думы от 28.04.2017 в„– 792 "Об утверждении Порядка управления и распоряжения земельными участками в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности" (в ред. решения от 19.03.2021 в„– 648)" и на проект постановления администрации города "Об утверждении программы мероприятий по увеличению доходов и повышению эффективности бюджетных расходов в городе Барнауле на 2022 - 2024 годы и показателей оценки эффективности реализации программы".
Одним из основных мероприятий, ежегодно проводимых Счетной палатой в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города и подготовка соответствующего заключения. При подготовке заключения на годовой отчет администрации города "Об исполнении бюджета города за 2021 год, расходовании резервного фонда" были использованы материалы внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и консолидированной бюджетной отчетности в горфинкомитете. Отчет "Об исполнении бюджета города за 2021 год, расходовании резервного фонда" признан достоверным, проект решения - соответствующим требованиям бюджетного законодательства.
Проект решения городской Думы "О бюджете города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" рассматривался в двух чтениях.
В заключении на проект бюджета в 1 чтении Счетной палатой было предложено администрации города: скорректировать межбюджетные трансферты в соответствии с законом о краевом бюджете на 2023 - 2025 годы, плановые бюджетные ассигнования на исполнение 2 видов публичных нормативных обязательств; внести изменения в Перечень муниципальных программ, утвержденный постановлением администрации города от 11.04.2014 в„– 709, в части изменения наименований отдельных программ с учетом планируемой пролонгации сроков их реализации; принять меры по минимизации расходов бюджета города на обслуживание муниципального долга. Предложения Счетной палаты учтены при подготовке проекта бюджета ко 2 чтению. По итогам проведенной экспертизы Счетной палатой сделан вывод о соответствии проекта бюджета города требованиям бюджетного законодательства.

4. Информационная и иная деятельность Счетной палаты

В отчетном году продолжена работа по публичному представлению результатов деятельности Счетной палаты. В соответствии с принципами открытости и гласности на странице Счетной палаты размещены планы работы и отчеты о деятельности по годам, информация о проведенных контрольных и тематических экспертно-аналитических мероприятиях, результатах исполнения представлений Счетной палаты и иная информация по организации деятельности; правовые акты Счетной палаты - в официальном сетевом издании "Правовой портал администрации г. Барнаула".
В отчетном году проведено 16 заседаний коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 43 вопроса (планирование работы, результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, исполнение представлений Счетной палаты, рассмотрение и утверждение стандартов Счетной палаты).
В 2022 году в соответствии с установленными требованиями отчет о деятельности Счетной палаты за 2021 год представлен городской Думе и размещен на странице Счетной палаты. Кроме того, отчет о деятельности Счетной палаты за 2021 год по установленной форме направлен в представительство Союза МКСО в Сибирском федеральном округе.
В отчетном периоде рассмотрены обращения граждан, поступившие в адрес Счетной палаты. По вопросам, изложенным в обращениях и находящимся в компетенции Счетной палаты, заявителям даны ответы по существу. Обращения по вопросам, не относящимся к компетенции Счетной палаты, переадресованы в соответствующие уполномоченные органы с обязательным уведомлением заявителя.
Счетной палатой проводилась работа в рамках законодательства о противодействии коррупции. В связи с изменением статуса председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты впервые справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вышеуказанных должностных лиц представлялись в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края. Для выявления возможного конфликта интересов в 2022 году в Счетной палате актуализированы анкетные данные сотрудников о лицах, состоящих с ними в близком родстве или свойстве. С сотрудниками Счетной палаты проводился комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению нарушений норм действующего законодательства о противодействии коррупции. Актов прокурорского реагирования, жалоб, сообщений граждан и организаций о случаях нарушений требований к служебному поведению и наличии конфликта интересов в отношении сотрудников Счетной палаты не поступало.
Председатель Счетной палаты - член Совета по противодействию коррупции при администрации города, входит в состав созданной при прокуратуре города Барнаула межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции.
В отчетном году продолжена работа по методологическому обеспечению - в новой редакции утверждены 2 стандарта внешнего муниципального финансового контроля ("Аудит эффективности", "Проведение аудита в сфере закупок") и методические рекомендации "Осуществление должностными лицами Счетной палаты города Барнаула отдельных полномочий в производстве по делам об административных правонарушениях", актуализированы 2 стандарта внешнего муниципального финансового контроля ("Общие правила проведения контрольного мероприятия", "Экспертиза проекта бюджета города на очередной финансовый год и на плановый период") и Регламент Счетной палаты. На конец отчетного периода Счетной палатой применялись 8 стандартов внешнего муниципального контроля, 3 стандарта организации деятельности, методические рекомендации по осуществлению должностными лицами Счетной палаты отдельных полномочий в производстве по делам об административных правонарушениях. Стандарты Счетной палаты опубликованы в официальном сетевом издании "Правовой портал администрации г. Барнаула". Реестр методических материалов Счетной палаты по состоянию на 01.01.2022 размещен на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации в сети "Интернет".
Осуществлялось постоянное взаимодействие по вопросам текущей деятельности с городской Думой, администрацией города и другими органами местного самоуправления. Председатель Счетной палаты принимал участие в заседаниях городской Думы и ее постоянных комитетов, на которых были высказаны экспертные мнения по вопросам рассматриваемых проектов решений.
Счетная палата является членом Союза МКСО, в соответствии с планом работы которого в 2022 году руководство и работники Счетной палаты принимали участие в мероприятиях (обучающих семинарах, рабочих совещаниях) по актуальным вопросам деятельности контрольно-счетных органов, проводимых в формате видеоконференцсвязи.
В целях совершенствования и повышения эффективности деятельности в январе 2022 года были заключены соглашения о сотрудничестве со Счетной палатой Алтайского края, с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу, в новой редакции - соглашение с прокуратурой города Барнаула.
Продолжено сотрудничество со Счетной палатой Алтайского края, контрольно-счетными органами Сибирского федерального округа. В 2022 году Счетной палатой совместно со Счетной палатой Алтайского края и контрольно-счетными органами муниципальных образований Алтайского края принято участие в 7 мониторингах, проведенных постоянными комиссиями, образованными Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, в том числе:
о созданных в регионах контрольно-счетных органах муниципальных образований и их объединениях в субъекте Российской Федерации;
о кадровом обеспечении контрольно-счетных органов муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
о финансовом обеспечении контрольно-счетных органов муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
об основных показателях деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований в субъекте Российской Федерации;
о реализации Федерального закона от 01.07.2021 в„– 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по состоянию на 01.04.2022;
о результатах реализации изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 в„– 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 01.07.2021 в„– 255-ФЗ) по состоянию на 01.07.2022;
о практике работы контрольно-счетных органов с обращениями органов прокуратуры в 2021 - 2022 годах.
Кроме этого, Счетная палата приняла участие в мониторингах, проведенных Счетной палатой Алтайского края, по отдельным вопросам организации деятельности, наличия стандартов внешнего муниципального финансового контроля, приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Федерального закона в„– 6-ФЗ.
В течение отчетного года продолжалась работа в рамках заключенного соглашения об информационном взаимодействии с Управлением федерального казначейства по Алтайскому краю. Предметом соглашения является обмен информацией при осуществлении контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Алтайского края и муниципальных нормативных правовых актов.
План работы Счетной палаты на 2023 год утвержден. В план в полном объеме включены предложения городской Думы и администрации города, также предложение Счетной палаты Алтайского края.
В 2023 году в рамках установленных полномочий основной задачей остается контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета города, соблюдением установленного порядка формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью; экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств города, изменения доходов бюджета города. В рамках контрольной деятельности основное внимание будет сосредоточено на осуществлении контроля целевого и эффективного расходования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальных программ, контроле законности и эффективности использования муниципального имущества. Продолжится работа по проведению аудита в сфере закупок, контролю за устранением нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществлению методологической, информационной деятельности.

Председатель Счетной палаты
города Барнаула
И.А.АНЦУПОВА


------------------------------------------------------------------