По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Распоряжение Правительства Алтайского края от 30.01.2023 N 36-р "Об утверждении бюджетного прогноза Алтайского края на период до 2035 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 января 2023 г. в„– 36-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
В целях осуществления долгосрочного бюджетного планирования в Алтайском крае в соответствии с пунктом 3 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 закона Алтайского края от 3 апреля 2015 года в„– 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае" и пунктом 2 Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Алтайского края на долгосрочный период, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 14 мая 2015 года в„– 179, утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Алтайского края на период до 2035 года.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Приложение
Утвержден
Распоряжением
Правительства Алтайского края
от 30 января 2023 г. в„– 36-р
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
1. Общие положения формирования бюджетного прогноза
Алтайского края до 2035 года
Бюджетный прогноз Алтайского края на период до 2035 года (далее - "Бюджетный прогноз") разработан с учетом закона Алтайского края от 6 сентября 2021 года в„– 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально экономического развития Алтайского края до 2035 года". Бюджетный прогноз разработан в условиях налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент его составления.
Целью разработки бюджетного прогноза Алтайского края до 2035 года является оценка долгосрочной динамики основных бюджетных параметров, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики поддержать устойчивость бюджетной системы Алтайского края и обеспечить необходимый уровень сбалансированности консолидированного бюджета Алтайского края в долгосрочной перспективе, а также достижение стратегических целей социально-экономического развития Алтайского края.
К задачам бюджетного прогноза, способствующим достижению указанной цели, относятся:
определение основных характеристик консолидированного и краевого бюджетов Алтайского края на долгосрочный период;
обеспечение открытости и прозрачности параметров краевого бюджета, базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;
принятие мер совершенствования налоговой, бюджетной, долговой политики на долгосрочный период, обеспечивающих сбалансированность консолидированного бюджета Алтайского края;
идентификация, профилактика и минимизация основных бюджетных рисков;
определение объемов финансового обеспечения государственных программ Алтайского края на период их действия.
В условиях продолжающихся санкционных мер давления на секторы экономики России и ограничений доступа российских компаний к мировому рынку капитала и технологий, складывающейся конъюнктуры цен на сырьевых и валютных рынках актуальность долгосрочных ориентиров бюджетной политики приобретает особое значение.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения Алтайского края.
При подготовке настоящего Бюджетного прогноза были учтены положения посланий Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, стратегические цели, определенные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период, Основные направления бюджетной и налоговой политики Алтайского края на очередной финансовый год и на плановый период.
Бюджетный прогноз, обеспечивающий учет особенностей и условий формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Алтайского края, является базовой предпосылкой для внедрения механизма противодействия бюджетным рискам, повышает предсказуемость и стабильность бюджетов, а также качество управления общественными финансами.
В целях обеспечения комплексного подхода к управлению бюджетной устойчивостью и эффективностью функционирования бюджетной системы Бюджетный прогноз направлен на определение согласованной политики по повышению способности бюджета Алтайского края справляться с временными макроэкономическими колебаниями, а также его регулярной актуализации с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.
2. Основные итоги реализации бюджетной, налоговой и долговой
политики Алтайского края в период 2017 - 2022 годов
Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной, налоговой и долговой политики Алтайского края за предыдущие годы. Основные направления бюджетной и налоговой политики края в период 2017 - 2022 годов с учетом ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и принятием мер по устранению ее последствий, а также с предотвращением влияния ухудшения геополитической ситуации на развитие отраслей экономики, были ориентированы на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы при безусловном исполнении действующих расходных обязательств и выполнении задач, определенных в указах Президента Российской Федерации, на повышение эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, малого бизнеса, развитие дорожной сети, а также на сохранение и повышение достигнутого уровня жизни населения.
Результатом проводимой работы является положительная динамика поступления доходов и эффективность распределения расходов консолидированного и краевого бюджетов Алтайского края.
Основные показатели исполнения консолидированного бюджета
Алтайского края за 2017 - 2022 годы
млн рублей
в„– п/п
Показатель
2017
2018
2019
2020
2021
2022
1.
Доходы
102067
119763
126457
154273
173366
184144
1.1.
Налоговые доходы
61922
67860
71996
74882
89160
94796
1.2.
Неналоговые доходы
4405
4185
4372
5085
6911
9318
1.3.
Безвозмездные поступления
35740
47718
50089
74306
77295
80030
2.
Расходы
99772
110974
126016
148325
164506
195542
3.
Дефицит (-)/профицит (+)
2295
8789
441
5948
8860
-11398
Показатели исполнения консолидированного бюджета Алтайского края за анализируемый период отражают:
1) положительную динамику доходов консолидированного бюджета Алтайского края в 2017 - 2021 годах, при этом наиболее значительный рост наблюдался по основным бюджетообразующим налогам: налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогам на совокупный доход и акцизам, несмотря на непростую экономическую ситуацию в 2020 и 2021 годах.
В 2022 году условия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с обострением геополитических противоречий. Введение экономических и финансовых санкционных ограничений в отношении Российской Федерации отразилось на динамике поступлений в бюджет края одного из основных доходных источников - налога на прибыль организаций. При общей положительной динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2022 году к уровню 2021 года поступления налога на прибыль сложились ниже уровня 2021 года;
2) увеличение объема безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет края: в 2017 - 2018 годах - за счет увеличения объема поступлений субсидий из федерального бюджета в краевой бюджет, в 2019 - 2022 годах - за счет увеличения объема всех видов межбюджетных трансфертов;
3) увеличение расходов консолидированного бюджета края в абсолютных суммах: в течение шести лет расходы консолидированного бюджета края увеличились в 2 раза;
4) сохранение структуры расходов консолидированного бюджета Алтайского края: основная доля расходов приходится на образование, социальную политику, здравоохранение, национальную экономику.
Бюджетная политика Алтайского края была направлена на безусловное выполнение социальных обязательств: своевременное и полное финансирование расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и мер социальной поддержки, предусмотренных отдельным категориям граждан, а также поддержание необходимого уровня социально-экономического развития региона;
5) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета: в 2017 - 2021 годах консолидированный бюджет был исполнен с профицитом, в 2022 году - с дефицитом в связи с увеличением расходов на выплату заработной платы, социальные выплаты и расходы капитального характера.
Достижению положительных результатов способствовали как рост налоговой базы, реализация системных мер по наращиванию доходного потенциала, так и проводимая на федеральном уровне политика бюджетной консолидации, направленная на оздоровление государственных финансов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, ограничение государственного долга.
Положительная динамика поступлений основных бюджетообразующих доходных источников в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и внешнего санкционного давления обеспечена за счет взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края с территориальными федеральными органами и органами местного самоуправления в проведении работы по формированию стабильных условий, сохранению достигнутого уровня налогового потенциала, увеличению собираемости доходов и своевременному оказанию принятых на федеральном и региональном уровнях мер поддержки отраслям экономики, оказавшимся в сложном финансовом положении.
В рамках проводимой в крае работы по обеспечению темпов роста поступлений доходов в консолидированный бюджет края реализуется План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Алтайского края и сокращению государственного долга Алтайского края, утвержденный распоряжением Администрации Алтайского края от 8 мая 2015 года в„– 128-р, и Программа мероприятий по росту доходного потенциала и по оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края на 2019 - 2024 годы, утвержденная распоряжением Правительства Алтайского края от 23 августа 2019 года в„– 321-р.
Проводится оценка эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставленных органами государственной власти Алтайского, края и органами местного самоуправления, по результатам которой все установленные льготы признаны эффективными.
В части формирования доходов консолидированного бюджета Алтайского края за счет налогов на недвижимое имущество, исчисляемых на основе его кадастровой стоимости, проводится работа по повышению эффективности налогообложения указанных объектов. Проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости и земельных участков отдельных категорий земель.
В рамках реализации работы по выравниванию налоговой нагрузки на объекты собственности ежегодно проводится актуализация Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется исходя из их кадастровой стоимости. Указанный Перечень на 2017 год включал 1796 кадастровых номеров объектов коммерческой недвижимости, а на 2023 год расширен до 6655 кадастровых номеров.
Начиная с 2021 года, бюджетная система Алтайского края получила положительный бюджетный эффект от перехода с 1 января 2020 года к определению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.
На постоянной основе проводится работа по выявлению правообладателей объектов недвижимости и регистрации права собственности на указанные объекты и увеличению доходов от использования государственного и муниципального имущества, оптимизация состава и структуры государственной собственности с целью получения дополнительных доходов от ее использования или реализации.
Результатом проведения вышеназванных мероприятий стало повышение налогового и неналогового потенциала на территории Алтайского края путем вовлечения в оборот дополнительных объектов налогообложения.
В рамках совершенствования регионального налогового законодательства принят ряд изменений в части специальных налоговых режимов, учитывающих интересы представителей субъектов малого и среднего предпринимательства и позволяющих налогоплательщику выбрать налоговый режим с оптимальной налоговой нагрузкой. Для создания благоприятных условий перехода с единого налога на вмененный доход на другие режимы налогообложения были внесены изменения в патентную систему налогообложения, введен с 1 июля 2020 года специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", продлены налоговые каникулы до 2024 года по упрощенной и патентной системам налогообложения.
Наряду с мерами по совершенствованию законодательства в сфере налогообложения, существенную роль в проведении политики в области доходов играют административные методы регулирования. В среднесрочной перспективе планируется уделить особое внимание совершенствованию института администрирования доходов в целом, в том числе через методическое обеспечение, повышение ответственности администраторов доходов, усиление межведомственного взаимодействия с контрольно-надзорными органами в части взыскания имеющейся задолженности в бюджет.
В рамках реализации мероприятий по мобилизации налоговых и неналоговых доходов регионального и местных бюджетов Алтайского края органами местного самоуправления проводится на постоянной основе работа по исполнению утвержденных планов мероприятий, обеспечивающих поступление доходов и оптимизацию расходов местных бюджетов.
В дальнейшем продолжится работа по реализации системных мер, направленных на развитие доходной базы за счет актуализации налоговой базы, легализации объектов налогообложения, повышения эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов, совершенствования налогового законодательства.
Бюджетная политика на протяжении шести лет была ориентирована на концентрацию бюджетных средств в целях решения ключевых проблем развития региона.
Государственные программы Алтайского края являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов, бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Финансирование государственных программ в 2017 - 2019 годах осуществлялось по трем основным приоритетам социально-экономического развития края: повышение качества и уровня жизни населения Алтайского края, создание условий для устойчивого экономического роста и повышение эффективности управления. Общие расходы на реализацию программ ежегодно возрастали. В 2017 году на реализацию 36 программ на территории Алтайского края за счет федерального и краевого бюджетов было направлено 75,8 млрд рублей, в 2018 году на исполнение 34 программ - 84,7 млрд рублей, в 2019 году на осуществление 33 программ - 101,5 млрд рублей.
С 2020 года на территории края реализуется 28 государственных программ, в их числе "Социальная поддержка граждан", "Развитие здравоохранения в Алтайском крае", "Развитие образования в Алтайском крае", "Развитие сельского хозяйства Алтайского края", "Развитие транспортной системы Алтайского края", "Содействие занятости населения Алтайского края", "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".
За период 2020 - 2022 годов на исполнение государственных программ Алтайского края направлено 418 млрд рублей за счет средств краевого бюджета и привлеченных из федерального бюджета ресурсов.
В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены пять национальных целей развития страны, скорректированы национальные проекты. В Алтайском крае реализуются мероприятия региональных проектов, актуализированных с учетом измененных целей национальных проектов.
В рамках национальных проектов "Демография", "Здравоохранение", и "Образование" осуществлялись мероприятия по поддержке семей, продвижению и созданию комфортных условий для здорового образа жизни и повышению качества жизни пожилых людей, по приобретению оборудования для учреждений здравоохранения, созданию новых мест в общеобразовательных организациях, развитию дополнительного образования детей. В рамках национальных проектов "Безопасные и качественные дороги" и "Жилье и городская среда" проводились работы по дорожному строительству, благоустройству общественных и дворовых территорий муниципальных образований края. Другие нацпроекты направлены на обеспечение достойного эффективного труда людей, развитие предпринимательства, повышение устойчивости экономики и бюджета к изменениям внешней конъюнктуры в целях достижения национальных целей развития региона.
В 2022 году в Алтайском крае на реализацию мероприятий национальных проектов за счет всех источников направлено более 23 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 14,5 млрд рублей. Кассовое исполнение национальных проектов по итогам 2022 года в Алтайском крае за счет бюджетных средств составляло 97,2 процента.
В 2021 году Алтайский край стал участником нового национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", мероприятия которого реализуются в рамках федерального проекта "Развитие туристической инфраструктуры": так, на строительство автомобильной дороги "Субкластер "Белокуриха-2" - горнолыжный комплекс на горе Мишина" в 2021 году выделено 363,5 млн рублей, в том числе 307,9 млн рублей - за счет средств федерального бюджета, в 2022 году на строительство автомобильной дороги "Субкластер "Белокуриха-2" - горнолыжный комплекс на горе Глухариная" выделено 509,5 млн рублей, в том числе 412,5 млн рублей - за счет средств федерального бюджета.
В крае продолжается реализация регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации", в рамках которого построено и реконструировано 26 объектов здравоохранения, введено в эксплуатацию 47 единиц медицинской техники, приобретено более 50 автомобилей для сельской местности.
Объемы бюджетных ассигнований за счет средств краевого бюджета на содержание и функционирование отраслей социальной сферы в 2022 году увеличились по сравнению с 2017 годом на 55837,0 млн рублей, или более чем в 2 раза.
За период с 2017 по 2022 год на поддержку и развитие социальной сферы средства федерального и краевого бюджета направлялись:
в области образования: на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях, реализацию молодежной политики и проведение оздоровительной кампании детей и иные цели, финансовое обеспечение деятельности образовательных школ, школ-интернатов, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающих социальные услуги;
в области культуры и кинематографии: на сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям и информации, реализацию программных мероприятий, работу краевых и муниципальных учреждений культуры;
в области здравоохранения: на повышение доступности и качества медицинского обслуживания, оказание высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи, пропаганду здорового образа жизни, обеспечение лекарственными средствами и современным диагностическим оборудованием, а также на предупреждение болезней и снижение смертности в крае;
в области социальной политики: на развитие сетей учреждений социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде субсидий и компенсаций расходов граждан с низкими доходами, на мероприятия по поддержке сирот, многодетных семей и семей опекунов, охране материнства и детства, улучшение демографической ситуации;
в области физической культуры: на сохранение и улучшение физического здоровья населения, приобретение спортивного оборудования и инвентаря для развития культуры и спорта в муниципальных учреждениях, организацию и проведение спортивных мероприятий, строительство спортивных площадок.
С 2020 года осуществляется реализация индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года в„– 928-р. Общий объем финансирования программы из федерального и краевого бюджетов на 2020 - 2024 годы составляет 5 млрд рублей (по 1 млрд рублей ежегодно). Основные направления использования средств программы: докапитализация Фонда развития Алтайского края и Алтайского фонда финансирования предпринимательства, субсидирование приобретения оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства, создание инженерной и дорожной инфраструктуры в целях стимулирования жилищного строительства, обновление дорожно-строительной техники и строительство общеобразовательной школы.
С 2017 года финансовая система Алтайского края работает в режиме выполнения условий соглашений с Минфином России о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов и предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Для продолжения реализации мер, направленных на бюджетную консолидацию, в 2019 году утверждена Программа мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края на 2019 - 2024 годы.
В 2021 году бюджетный эффект от реализации мероприятий программы составил 2106,5 млн рублей, в том числе: мероприятия по росту доходного потенциала - 1842,5 млн рублей; мероприятия по оптимизации расходов - 34,3 млн рублей; мероприятия по сокращению государственного и муниципального долга - 229,7 млн тыс. рублей.
В 2022 году эффект от реализации мероприятия по сокращению государственного и муниципального долга составил 306,3 млн рублей.
Объем государственного долга Алтайского края соответствует условиям соглашений о реструктуризации обязательств Алтайского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в 2017 году и продленной дополнительным соглашением в 2020 году, и не превышает верхний предел долга, установленный законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с условиями реструктуризации погашение основного долга в 2020 году не производилось, в 2021 - 2024 годах возврат составит 5 процентов от суммы задолженности ежегодно, в 2025 - 2029 годах остаток задолженности гасится равными долями ежегодно.
В 2022 году Министерством финансов Российской Федерации внесены изменения в условия погашения бюджетных кредитов, предусматривающие в том числе освобождение Алтайского края от погашения в 2022 году основного долга в объеме 76,6 млн рублей и перенос указанного погашения на 2029 год.
Высвободившиеся в 2020 и 2021 годах средства были направлены на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Требования бюджетного законодательства Российской Федерации к объему расходов на обслуживание государственного долга и структуре государственного долга края по итогам исполнения краевого бюджета в период с 2017 по 2022 годы были соблюдены.
Структура государственного долга Алтайского края соответствует долговым обязательствам, установленным программами государственных гарантий и государственных внутренних заимствований Алтайского края, ежегодно утверждаемыми законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. На 1 января 2023 года государственный долг Алтайского края составил 5304,3 млн рублей.
Информация о величине и структуре долговых обязательств края размещается на официальном сайте Министерства финансов Алтайского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://minfin.alregn.ru.
В 2020 году Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) впервые присвоило Алтайскому краю рейтинг на уровне А+(RU), прогноз "Стабильный". В 2021 и 2022 годах АКРА подтвердило кредитный рейтинг Алтайского края на уровне А+(RU), прогноз "Стабильный". Такая оценка экспертами агентства кредитного рейтинга обусловлена относительно высокими показателями бюджетного профиля региона, низкой долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности его бюджета.
По результатам проведенной Министерством финансов Российской Федерации оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации Алтайский край, начиная с 2020 года, относится к группе субъектов с высоким уровнем долговой устойчивости.
В 2020 - 2022 годах Министерством финансов Алтайского края проводилась оценка долговой устойчивости муниципальных образований с целью отнесения муниципалитетов к одной из следующих групп заемщиков: с высоким уровнем долговой устойчивости, средним уровнем долговой устойчивости или низким уровнем долговой устойчивости. По итогам более 97 процентов муниципалитетов края отнесены к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
В 2021 году Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации Алтайскому краю одобрено выделение бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 12312,6 млн рублей на 2022 - 2024 годы, в том числе на 2022 год - 3528,0 млн рублей, на 2023 год - 5746,5 млн рублей, на 2024 год - 3038,1 млн рублей.
Средства будут направлены на реализацию 15 инфраструктурных проектов в сфере промышленности и сельского хозяйства, туризма и жилищного строительства, в рамках которых будут созданы объекты транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры. Региональный эффект от использования инфраструктурных проектов - 1589 млн рублей. В процессе реализации инфраструктурных проектов планируется создание 4730 рабочих мест.
Бюджетная политика в области межбюджетных отношений в предшествующие годы была направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности и результативности деятельности, софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, стабильности принимаемых решений в сфере управления региональными и муниципальными финансами.
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований по-прежнему выполняет основополагающую роль при формировании местных бюджетов. Применение этого инструмента межбюджетного регулирования позволяет ежегодно снижать разрыв в уровне бюджетной обеспеченности отдельных муниципальных образований.
В 2021 - 2022 годах произошли кардинальные изменения территориальной организации края - началось создание муниципальных округов. В 2023 году их количество составит 4. Создание округов позволит сократить расходы по содержанию органов местного самоуправления и направить средства на улучшение качества жизни населения.
Проведенные мероприятия по преобразованию муниципальных образований сократили их количество с 797 в 2007 году до 694 в 2023 году, из них 625 составляют городские и сельские поселения.
Начиная с 2017 года, в Алтайском крае реализуется Проект поддержки местных инициатив. За шесть лет реализовано 1606 проектов в 58 муниципальных районах, 1 муниципальном округе и 5 городских округах (93% от общего числа муниципалитетов), в том числе: обустройство 319 детских площадок, создание 266 спортивных объектов, ремонт 249 объектов культуры, восстановление 203 дорог, обустройство 146 мест захоронения, монтаж 136 объектов освещения, ремонт 122 объектов водоснабжения, благоустройство 85 мест отдыха, реставрация 79 мемориалов славы, обустройство 1 объекта коммунального хозяйства. Количество благополучателей составило более 1,3 млн жителей.
Общая стоимость реализованных проектов - 1625,3 млн рублей, из них средства краевого бюджета - 1145,9 млн рублей (70,5%), местных бюджетов - 287,3 млн рублей (17,7%), населения - 113,3 млн рублей (7,0%), юридических лиц - 78,8 млн рублей (4,8%). Средняя стоимость одного проекта составила 1,0 млн рублей.
Алтайский край на протяжении нескольких лет стабильно входит в группу регионов с I степенью качества управления региональными финансами по итогам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, порядок проведения которого утвержден приказом Минфина России от 3 декабря 2010 года в„– 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".
3. Описание параметров вариантов бюджетного прогноза
Алтайского края до 2035 года
Расчет основных параметров консолидированного и краевого бюджетов Алтайского края в рамках разработки Бюджетного прогноза до 2035 года осуществлен с учетом двух вариантов, основанных на прогнозе социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Алтайского края от 3 апреля 2019 года в„– 143-р.
Варианты базируются на единых целях государственной социально-экономической политики и учитывают реализацию приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации и региона.
Консервативный вариант подразумевает развитие экономики на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий, низкой динамики основных макроэкономических показателей, в том числе неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе, ужесточение санкционного режима, ускорении инфляции, роста стоимости финансовых ресурсов.
Базовый сценарий характеризуется усилением инвестиционной и инновационной направленности экономического роста, при этом темпы роста основных показателей будут умеренными. В рамках данного сценария закладывается модернизация социальной инфраструктуры, что обеспечит положительную динамику инвестиционного спроса, связанную с активизацией инвестиционных вложений в модернизацию экономики и инфраструктуры, реализацией политики импортозамещения, положительной динамике роста заработной платы и доходов населения.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Алтайского края в двух вариантах представлен в приложении 1 к Бюджетному прогнозу.
Прогноз основных характеристик краевого бюджета в двух вариантах представлен в приложении 2 к Бюджетному прогнозу.
Показатели финансового обеспечения государственных программ Алтайского края на период их действия представлены в приложении 3 к Бюджетному прогнозу.
4. Основные направления налоговой политики Алтайского края
до 2035 года
Налоговая политика Алтайского края до 2035 года будет сосредоточена на обеспечении эффективности и стабильности налоговой системы, способствующей улучшению предпринимательского климата Алтайского края и созданию основы бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе.
Налоговая политика Алтайского края ориентирована на поддержку, повышение конкурентоспособности приоритетных отраслей экономики, на создание условий для восстановления деловой активности в условиях санкционных ограничений.
Приоритетным направлением остается улучшение администрирования доходов, внедрение новых информационных технологий, что позволит повысить собираемость доходов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса, сохранение достигнутого уровня налогового потенциала и создание условий для дальнейшего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета в условиях санкционного давления.
В области налоговой политики будет продолжена реализация основных целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы, по следующим направлениям:
взаимодействие органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления с главными администраторами налоговых и неналоговых доходов бюджета с целью улучшения качества администрирования платежей;
сохранение тенденции к обеспечению полноты поступления доходов в консолидированный бюджет Алтайского края, а не к повышению налоговой нагрузки;
увеличение налогового потенциала края, в том числе за счет привлечения инвестиций, реализации приоритетных инвестиционных проектов, развития человеческого капитала, что будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата;
реализация мер, направленных на совершенствование специальных налоговых режимов;
проведение работы по увеличению доходов от использования государственного и муниципального имущества, оптимизация состава и структуры государственной собственности с целью получения дополнительных доходов от ее использования или реализации;
принятие мер по повышению эффективности системы имущественных налогов;
формирование в рамках налогового и бюджетного законодательства механизмов, стимулирующих муниципальные образования к наращиванию собственного налогового потенциала;
оценка эффективности налоговых расходов по предоставленным налоговым льготам.
Налоговая политика Алтайского края будет проводиться с учетом реализации изменений, принятых и планируемых к принятию на уровне законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Алтайского края, а именно:
в части налога на прибыль организаций:
продление до 2030 года централизации в федеральный бюджет 1 процента ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;
в целях мягкого перехода к отмене института консолидированных групп налогоплательщиков установлен временный механизм распределения налога на прибыль организаций между субъектами Российской Федерации по дифференцированным нормативам распределения, определенным на основании средних долей фактических поступлений за 4 отчетных периода;
в рамках поддержки отечественной радиоэлектронной промышленности утверждены перечни материалов и технологий, а также список готовой продукции, производители и разработчики которых смогут применять льготные ставки по налогу на прибыль организаций.
В части налога на доходы физических лиц:
установление коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в Алтайском крае, для исчисления размера фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц на 2023 год в размере 1,95. На последующие периоды увеличение размера регионального коэффициента планируется исходя из темпа роста начисленной среднемесячной заработной платы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Алтайского края;
продолжается мораторий на процентные доходы по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся в Российской Федерации (доходы, полученные в 2022 году, не будут учитываться для целей налогообложения налога на доходы физических лиц);
предоставление права на получение стандартного налогового вычета, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или подопечные, признанные недееспособными;
распространение права на социальный налоговый вычет по расходам, произведенным на оплату медицинских услуг, оказанных детям (подопечным), признанным судом недееспособными, без ограничения по возрасту;
продолжение практики применения социального налогового вычета на физкультурно-оздоровительные услуги;
наделение букмекерских контор и тотализаторов функциями налоговых агентов при выплате выигрышей в сумме до 15 тыс. рублей;
распространение освобождения от налогообложения в установленных пределах на любые компенсационные выплаты при увольнении, предусмотренные законодательством.
В части акцизов, доходов от уплаты акцизов:
предусмотрена индексация ставок на 2023 - 2025 годы по всем видам подакцизной продукции;
введение акциза на сахаросодержащие напитки с направлением средств на финансирование мероприятий федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом";
завершение поэтапного перехода к зачислению доходов от акцизов на крепкий алкоголь исходя из объемов розничных продаж, отраженных в единой государственной автоматизированной информационной системе;
продление до 2025 года норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджет субъекта на уровне 2021 года в размере 74,9 процента.
В части специальных налоговых режимов:
внесение изменений в патентную систему налогообложения в целях уточнения размера потенциально возможного годового дохода;
в соответствии с перечнем поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации снижение ставок по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков - субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся правообладателями программ для электронных вычислительных машин, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (с 6% до 1% по объекту "доходы", с 15% до 5% по объекту "доходы - расходы");
разработка специального налогового режима в части налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций для организаций, разрабатывающих и производящих высокотехнологичные товары (работы, услуги).
В части имущественных налогов:
предоставление льготы по налогу на имущество организаций в отношении объектов, вновь созданных в рамках догазификации;
распространение льготы по транспортному налогу (ставка 0 процентов на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с.) на ветеранов боевых действий и членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий;
сохранение на 2023 год пониженной ставки налога на имущество организаций, применяемой в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры (1,6%);
переход к налогообложению недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости (за исключением отдельных сооружений) в целях выравнивания налоговой нагрузки на сопоставимые объекты налогообложения организаций и физических лиц;
в рамках разработки специального экономического режима для производственных компаний, занятых в импортозамещении, планируется рассмотрение вопроса об установлении преференций по имущественным налогам на срок до истечения 5 лет с момента начала выпуска такими компаниями новой продукции.
В части курортного сбора:
продление эксперимента по взиманию курортного сбора до 31 декабря 2027 года или введение туристического сбора в случае принятия на федеральном уровне закона "О туристическом сборе".
В части налогового администрирования:
продолжается внедрение института единого налогового счета, предусматривающего консолидацию всех обязанностей плательщика по уплате обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, в едином сальдо расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации с их погашением из "налогового кошелька", функционирующего в виде именного авансового счета, пополняемого плательщиком. Уплата обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, производится одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к конкретному бюджету бюджетной системы.
В целях реализации концепции единого налогового платежа нормативы зачисления пеней, штрафов и процентов установлены в следующем порядке:
штрафы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, будут зачисляться в бюджеты бюджетной системы по тем же нормативам, что и соответствующие налоги;
суммы пеней и процентов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, будут определяться суммарно по налогоплательщику (без выделения отдельных видов налогов).
Норматив зачисления пеней в консолидированный бюджет субъекта - 43 процента с последующим распределением между бюджетами субъектов по нормативам, установленным федеральным законом о федеральном бюджете.
5. Основные подходы к формированию и реализации
бюджетной политики Алтайского края до 2035 года
Бюджетная политика в долгосрочном периоде, направленная на повышение реальных доходов населения, будет осуществляться в соответствии:
с основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации;
со стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года;
с ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года;
с Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления;
с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
с ключевыми задачами для экономики России на 2023 год, объявленными 15 декабря 2022 года Президентом Российской Федерации на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, обозначенными как укрепление технологического суверенитета Российской Федерации, опережающий рост обрабатывающей промышленности, обеспечение финансового суверенитета страны, ощутимое увеличение доходов граждан, защита материнства и детства;
со стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года;
с региональными проектами, государственными программами Алтайского края, другими документами федерального и краевого уровней, определяющими направления государственной социально-экономической политики.
Традиционно проводимая в Алтайском крае бюджетная политика социально ориентирована. Ее конечная цель - повышение уровня и качества жизни населения края. Сформированная бюджетная политика сохраняет социальную преемственность политики предыдущего бюджетного цикла с учетом складывающейся экономической ситуации в условиях внешнего санкционного давления.
В действующих условиях особую значимость приобретают сохранение и укрепление достигнутых показателей, определенных национальными проектами и региональными программами; реализация мероприятий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения, поддержке реального сектора экономики края, стимулированию инвестиционной активности, обеспечению устойчивого развития бюджетной системы.
Одной из шести ключевых задач на 2023 год, объявленных Президентом Российской Федерации, является снижение бедности и неравенства, рост реальных доходов граждан, сокращение разрыва в потенциале регионов. Приоритетной задачей для Правительства Алтайского края на ближайший период должно стать обеспечение роста реальной заработной платы в крае.
В долгосрочном периоде бюджетная политика в области расходов будет направлена на приоритетное финансирование отраслей социальной сферы, обеспечение социальной поддержки населения.
С 1 января 2023 года предусмотрено введение универсального пособия, объединяющего 6 действующих мер государственной поддержки нуждающихся семей от периода беременности женщины до достижения ребенком 17 лет, в том числе администрируемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Цель изменений: в соответствии с поручением Президента Российской Федерации создать целостную бесшовную систему государственной поддержки нуждающихся семей с детьми.
В числе приоритетных направлений в долгосрочном периоде будет сохранена поддержка развития отраслей экономики: сельского хозяйства, дорожного хозяйства, промышленности; продолжится активное развитие туристической отрасли и реализация инфраструктурных проектов.
Основные подходы в части финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями будут направлены на дальнейшее обеспечение предсказуемости межбюджетного регулирования, повышение эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов, поддержание сбалансированности бюджетов муниципальных образований, формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов и создание стимулов по ее наращиванию.
Прогноз расходов консолидированного и краевого бюджетов Алтайского края сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития. Рост расходов будет ограничен прогнозируемым объемом доходов бюджетной системы, проведением мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов в условиях внешнего санкционного давления.
Бюджетным прогнозом устанавливаются предельные расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Алтайского края на период их действия. В долгосрочном периоде предельные объемы финансирования государственных программ Алтайского края, а также их перечень и период действия будут уточняться в зависимости от изменения показателей долгосрочного прогноза социально-экономического развития края, основных параметров бюджетной системы, а также в случае принятия (отмены) или продления действующих программ.
В связи с изменением подходов к разработке и реализации государственных программ на федеральном уровне на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года в„– 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", предусматривающего выделение комплексов проектных и процессных мероприятий, в Алтайском крае планируется аналогичное изменение структуры государственных программ с учетом соответствующих методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации.
6. Основные направления долговой политики Алтайского края
до 2035 года
Под долговой политикой Алтайского края понимается стратегия управления государственными долговыми обязательствами края в целях поддержания объема государственного долга края на оптимальном уровне, минимизации расходов на его обслуживание и равномерного распределения во времени платежей, связанных с государственным долгом края.
Управление государственным долгом края непосредственно связано с бюджетным процессом и направлено на недопущение просроченных долговых обязательств края и снижение влияния долговой нагрузки на краевой бюджет. Долговая политика является частью бюджетной политики края.
Характер и направления долговой политики края определяются изменениями, вносимыми в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, ростом расходных обязательств Алтайского края вследствие принятия указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также необходимостью реализации "дорожных карт" по выполнению указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В рамках формирования сбалансированного бюджета, поддержания объема государственного долга края на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков, при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, исполнения долговых обязательств в полном объеме, повышения эффективности управления долговыми обязательствами, обеспечения минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств формируется долговая политика. Для сокращения расходов на обслуживание государственного долга края проводится реструктуризация долговых обязательств края.
Внесенными в 2020 году изменениями в Правила проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам продлен срок погашения реструктуризированной задолженности по бюджетным кредитам до 2029 года.
Реструктуризация проводится на следующих условиях.
Высвобождаемые в 2022 - 2024 годах средства могут направляться на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, на обеспечение расходных обязательств Алтайского края, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
В целях реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета на 2022 - 2024 годы, предусмотрены средства в размере 12312,6 млн рублей.
Основными задачами долговой политики являются сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований, оптимизация структуры государственного долга края с целью минимизации стоимости его обслуживания, повышение эффективности государственных заимствований края, учет информации о государственном долге края, формирование отчетности о государственных долговых обязательствах края, раскрытие информации о государственном долге края, обеспечение соответствия размера дефицита краевого бюджета требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Долговая политика направлена на своевременное исполнение долговых обязательств края и равномерное распределение долговой нагрузки на краевой бюджет, связанной с ежегодным погашением долговых обязательств края, недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов, а также на соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, эффективность использования бюджетных средств и открытость управления государственным долгом края. Предусматривается возможность размещения государственных ценных бумаг Алтайского края с целью реализации инфраструктурных проектов и проектов государственно-частного партнерства, а также участия в реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года в„– 1943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 в„– 1099".
Проводится мониторинг соответствия параметров государственного долга края ограничениям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, и размера дефицита краевого бюджета ограничениям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
7. Описание основных рисков, влияющих на сбалансированность
бюджета, и механизмы их профилактики
Одним из главных факторов обеспечения долгосрочной бюджетной устойчивости Алтайского края в условиях экономической нестабильности является возможность создания условий для оценки и минимизации рисков, влияющих на сбалансированность бюджета.
Внешним риском реализации Бюджетного прогноза является ухудшение экономической ситуации и геополитическая напряженность в мире, негативными последствиями которой может быть ослабление рубля, рост потребительских цен, рост социальной напряженности, снижение экономической активности, снижение доходов краевого бюджета.
Основная угроза снижения уровня доходов состоит в возможности снижения доходной части краевого бюджета до уровня, при котором окажется невозможным исполнение принятых расходных обязательств, в том числе сокращения объемов финансовой помощи из федерального бюджета.
Основные мероприятия по профилактике бюджетного риска состоят в постоянном мониторинге социально-экономической ситуации в Алтайском крае, сохранении и дальнейшем развитии налогового потенциала, реализации программы мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края, повышении качества администрирования налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края, активном участии в привлечении средств федерального бюджета, в том числе в рамках национальных проектов и государственных программ Российской Федерации.
Риск роста расходов краевого бюджета темпами, превышающими темпы роста доходов, состоит в возможности превышения расходов краевого бюджета над доходами, что окажет влияние на рост объема государственного долга и создаст условия для неисполнения расходных обязательств краевого бюджета.
Мероприятия по профилактике бюджетного риска заключаются в регулярном проведении мониторинга изменений бюджетного законодательства (особенно в части передачи либо принятия новых расходных обязательств), принимаемых расходных обязательств на предмет наличия соответствующих ассигнований в целях выравнивания бюджетной нагрузки, а также реализации в крае политики по оптимизации и сдерживанию роста расходов и повышении их эффективности.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Алтайского края, является осуществление качественного прогнозирования доходов краевого бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита краевого бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств.
Демографический риск связан со снижением численности населения трудоспособного возраста, оттоком молодых кадров в другие регионы Российской Федерации вследствие роста безработицы, ликвидации рабочих мест, вызванных последствиями кризисных явлений в экономике.
Для минимизации риска необходима реализация проектов государственной поддержки квалифицированных кадров (обеспечение жильем молодых специалистов, формирование фондов социальной поддержки, развитие малого предпринимательства), а также мероприятий в области содействия занятости населения.
Приложение 1
к бюджетному прогнозу
Алтайского края
на период до 2035 года
ПРОГНОЗ
ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
млн рублей
в„– п/п
Показатель
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
2029 год
2030 год
2031 год
2032 год
2033 год
2034 год
2035 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
I. Базовый вариант
1.
Общий объем доходов, в том числе
169843
152109
163038
173804
175679
177585
179531
181521
183555
185635
187760
189932
192153
1.1.
налоговые и неналоговые доходы
103065
109123
116997
118832
120707
122613
124559
126549
128583
130663
132788
134960
137181
1.2.
безвозмездные поступления
66778
42986
46041
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
2.
Общий объем расходов
183472
158855
164700
182844
184855
186899
188985
191119
193301
195531
197809
200138
202519
3.
Дефицит (-)/профицит (+)
-13629
-6746
-1662
-9040
-9176
-9314
-9454
-9598
-9746
-9896
-10049
-10206
-10366
4.
Государственный долг Алтайского края на конец года
14949
17949
19124
17165
15699
14438
13200
12352
12454
12224
12324
11383
11378
II. Консервативный вариант
1.
Общий объем доходов, в том числе:
167273
147760
157721
167758
168878
170014
171165
172331
173513
174710
175924
177154
178401
1.1.
налоговые и неналоговые доходы
100495
104774
111680
112786
113906
115042
116193
117359
118541
119738
120952
122182
123429
1.2.
безвозмездные поступления
66778
42986
46041
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
2.
Общий объем расходов
180564
154216
159303
176321
177522
178741
179976
181227
182496
183779
185082
186402
187739
3.
Дефицит (-)/профицит (+)
-13291
-6456
-1582
-8563
-8644
-8727
-8811
-8896
-8983
-9069
-9158
-9248
-9338
4.
Государственный долг Алтайского края на конец года
14501
17058
18070
16266
14796
13534
12305
11451
11479
11203
11229
10311
10246
Приложение 2
к бюджетному прогнозу
Алтайского края
на период до 2035 года
ПРОГНОЗ
ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КРАЕВОГО БЮДЖЕТА
млн рублей
в„– п/п
Показатель
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
2029 год
2030 год
2031 год
2032 год
2033 год
2034 год
2035 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
I. Базовый вариант
1.
Общий объем доходов, в том числе
144612
125550
135117
145371
146723
148104
149515
150956
-152427
153931
155467
157036
158639
1.1.
налоговые и неналоговые доходы
77827
82564
89076
90400
91752
93133
94543
95984
97456
98959
100495
102064
103667
1.1.1.
налоговые доходы
73540
78612
85109
86426
87770
89144
90547
91980
93444
94939
96467
98028
99623
в том числе:
налог на прибыль организаций
17518
19920
20244
20548
20856
21169
21486
21808
22136
22468
22805
23147
23494
налог на доходы физических лиц
27315
29093
31090
31867
32664
33480
34317
35175
36055
36956
37880
38827
39798
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
15387
15894
19754
19796
19838
19880
19923
19966
20010
20054
20098
20144
20189
налоги на совокупный доход
5123
5195
5351
5484
5622
5762
5906
6054
6205
6360
6519
6682
6849
налоги на имущество
7605
7905
8050
8104
8159
8213
8268
8324,
8380
8436
8493
8550
8608
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
366
379
394
398
402
406
410
414
418
423
427
431
435
1.1.2.
неналоговые доходы
4287
3952
3967
3974
3982
3989
3997
4004
4012
4020
4028
4036
4044
1.2.
безвозмездные поступления
66785
42986
46041
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
2.
Общий объем расходов
158241
132296
136779
154411
155899
157418
158969
160554
162173
163827
165516
167242
169005
2.1.
программные расходы
146927
121332
122624
138970
140309
141676
143072
144499
145956
147444
148965
150518
152105
2.2.
непрограммные расходы
11314
10964
14155
15441
15590
15742
15897
16055
16217
16383
16552
16724
16901
3.
Дефицит (-)/профицит (+)
-13629
-6746
-1662
-9040
-9176
-9314
-9454
-9598
-9746
-9896
-10049
-10206
-10366
4.
Государственный долг Алтайского края на конец года
13951
16960
18146
16196
14740
13489
12260
11422
11533
11313
11421
10489
10493
II. Консервативный вариант
1.
Общий объем доходов, в том числе:
142681
122002
130857
140595
141414
142243
143082
143933
144795
145669
146553
147449
148358
1.1.
налоговые и неналоговые доходы
75896
79016
84816
85624
86442
87271
88111
88962
89824
90697
91582
92478
93386
1.1.1.
налоговые доходы
71634
75086
80871
81672
82483
83305
84137
84981
85835
86701
87578
88466
89366
в том числе:
налог на прибыль организаций
16642
17928
18017
18197
18379
18563
18749
18936
19126
19317
19510
19705
19902
налог на доходы физических лиц
26496
27929
29535
29978
30428
30885
31348
31818
32295
32780
33271
33771
34277
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
15387
15894
19754
19795
19837
19880
19923
19966
20009
20053
20098
20143
20188
налоги на совокупный доход
4969
5039
5137
5214
5292
5371
5452
5534
5617
5701
5786
5873
5961
налоги на имущество
7555
7697
7814
7867
7920
7974
8028
8082
8137
8192
8248
8304
8360
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
366
379
394
398
402
406
410
414
418
423
427
431
435
1.1.2.
неналоговые доходы
4262
3930
3945
3952
3959
3966
3974
3981
3989
3996
4004
4012
4020
1.2.
безвозмездные поступления
66785
42986
46041
54972
54972.
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
54972
2.
Общий объем расходов
155972
128458
132439
149158
150058
150970
151893
152829
153778
154738
155711
156697
157696
2.1.
программные расходы
146927
121332
122624
134242
135052
135873
136704
137546
138400
139264
140140
141027
141926
2.2.
непрограммные расходы
9045
7126
9815
14916
15006
15097
15189
15283
15378
15474
15571
15670
15770
3.
Дефицит (-)/профицит (+)
-13291
-6456
-1582
-8563
-8644
-8727
-8811
-8896
-8983
-9069
-9158
-9248
-9338
4.
Государственный долг Алтайского края на конец года
13605
16231
17278
15341
13887
12640
11426
10586
10630
10368
10408
9504
9453
Приложение 3
к бюджетному прогнозу
Алтайского края
на период до 2035 года
ПОКАЗАТЕЛИ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ИХ ДЕЙСТВИЯ <*>
--------------------------------
<*> Объемы финансирования государственных программ Алтайского края в долгосрочном периоде будут формироваться с учетом прогноза социально-экономического развития Алтайского края исходя из утвержденного перечня государственных программ и периода их действия.
в„– п/п
Наименование государственной программы Алтайского края
Расходы краевого бюджета на финансовое обеспечение реализации государственных программ (млн рублей)
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
2029 год
2030 год
2031 год
2032 год
2033 год
2034 год
2035 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1.
"Обеспечение прав граждан и их безопасности"
149,6
107,1
107,1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2.
"Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
932,9
883,8
883,8
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3.
"Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края"
1947,3
1053,0
1042,1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
4.
"Развитие туризма в Алтайском крае"
546,8
244,3
175,1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
5.
"Развитие транспортной системы Алтайского края"
20981,1
18204,0
24686,2
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
6.
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"
133,1
3,1
3,1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
7.
"Экономическое развитие и инновационная экономика"
640,5
658,8
390,9
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
8.
"Развитие сельского хозяйства Алтайского края"
3422,3
3231,9
2945,8
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
9.
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края"
722,1
462,9
309,6
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
10.
"Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае"
0,8
0,8
0,8
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
11.
"Формирование современной городской среды"
1038,7
715,4
0
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
12.
"Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами"
6090,1
1798,0
632,6
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
13.
"Развитие культуры Алтайского края"
2991,5
2187,7
1425,5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
14.
"Цифровое развитие экономики и информационной среды Алтайского края"
343,9
328,2
323,8
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
15.
"Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае"
37,9
29,9
29,9
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
16.
"Доступная среда в Алтайском крае"
10,0
0
0
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
17.
"Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края"
455,5
0
0
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
18.
"Развитие здравоохранения в Алтайском крае"
27976,2
28245,2
30497,1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
19.
"Развитие образования в Алтайском крае"
41888,0
37065,0
34739,8
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
20.
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"
1364,4
998,2
51,0
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
21.
"Совершенствование государственного и муниципального управления и противодействие коррупции в Алтайском крае"
138,3
131,3
131,3
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
22.
"Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае"
4,6
0
0
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
23.
"Развитие молодежной политики в Алтайском крае"
232,0
79,5
79,5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
24.
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае"
4,5
4,5
4,5
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
25.
"Содействие занятости населения Алтайского края"
1288,0
1320,9
1332,0
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
26.
"Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае"
1518,6
1323,8
1135,1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
27.
"Социальная поддержка граждан"
26202,9
19948,1
19387,1
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
28.
"Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"
5865,4
2306,8
2310,8
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
------------------------------------------------------------------