Типы документов



Постановление Администрации города Барнаула от 03.10.2023 N 1389 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития городского округа - города Барнаула Алтайского края на 2024 - 2026 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2023 г. в„– 1389

ОБ ОДОБРЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
НА 2024 - 2026 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления администрации города Барнаула
от 22.11.2023 в„– 1707)

В соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 30.10.2015 в„– 530 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городе Барнауле" (в редакции решения от 28.10.2022 в„– 19) администрация города Барнаула постановляет:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития городского округа - города Барнаула Алтайского края на 2024 - 2026 годы (приложение).
2. Постановление администрации города от 03.10.2022 в„– 1479 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития города Барнаула на 2023 - 2025 годы" признать утратившим силу.
3. Комитету информационной политики (Андреева Е.С.) обеспечить опубликование постановления в официальном сетевом издании "Правовой портал администрации г. Барнаула" и размещение на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по экономической политике.

Первый заместитель
главы администрации города
А.А.ФЕДОРОВ





Приложение

Утвержден
Постановлением
администрации города
от 3 октября 2023 г. в„– 1389

ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА
БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2024 - 2026 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления администрации города Барнаула
от 22.11.2023 в„– 1707)

Прогноз социально-экономического развития городского округа - города Барнаула Алтайского края на 2024 - 2026 годы (далее - прогноз) разработан исходя из динамики развития экономики в предшествующий период, анализа текущей ситуации с учетом стратегических приоритетов, сценарных условий Российской Федерации и основных параметров прогноза Алтайского края на среднесрочный период.

Оценка социально-экономического развития за отчетный период

В условиях влияния антироссийских санкций, неопределенности ситуации экономика городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город) смогла адаптироваться к новым условиям, обеспечив стабильную работу промышленного комплекса, реализацию инвестиционных проектов. Сохранить темпы роста заработной платы населения позволили принятые на федеральном и региональном уровнях меры поддержки и обеспечения экономической устойчивости.
Крупными и средними предприятиями промышленности города за 2022 год отгружено продукции на сумму свыше 157 млрд рублей. Индекс промышленного производства составил 107,6%.
Согласно статистическим данным за январь - июнь 2023 года объем промышленного производства превысил 81 млрд рублей, индекс промышленного производства к соответствующему периоду 2022 года составил 106,1%.
Среди обрабатывающих отраслей наибольший рост регистрируется в производстве лекарственных препаратов (индекс производства к соответствующему периоду 2022 года - 238,9%), электронных и оптических изделий (160,7%), металлургии (141,8%). Также увеличился выпуск вагонов (135,3%), автотранспортных средств (132,0%), пищевых продуктов (112,8%) и металлических изделий (110,9%).
Более чем на 20% снижены объемы производства резиновых и пластмассовых изделий (индекс производства к соответствующему периоду 2022 года - 78,7%), кожи и изделий из кожи (78,9%).
Предприятия города осуществляют замещение импортной продукции на отечественную, модернизацию оборудования под новые виды продукции и поиск рынков сбыта. Высокий уровень загрузки производства отмечается в отрасли машиностроения.
Адаптация к новым условиям ведущих предприятий обрабатывающей отрасли города может обеспечить рост объемов промышленного производства по итогам 2023 года в 105,7% к уровню 2022 года.
Развитию производственных процессов, реализации новых проектов содействует сохранение финансовой стабильности. В общем числе крупных и средних организаций удельный вес прибыльных превысил 80%. За январь - июнь 2023 года сальдированный финансовый результат составил более 24 млрд рублей или 112,3% к соответствующему периоду 2022 года.
По сравнению с 2022 годом увеличились темпы развития инвестиционного сектора экономики города. Объем инвестиций по крупным и средним организациям за январь - июнь 2023 года превысил 12 млрд рублей, индекс физического объема составил 114,6% к соответствующему периоду 2022 года. По источникам финансирования: объем привлеченных бюджетных средств увеличился на 36,7%, прирост собственных составил 17,3%.
Развитию инвестиционной деятельности способствует отрасль жилищного строительства. За январь - июнь 2023 года в городе введено 273 тыс. кв. метров жилья, что составляет более 50% от плана на год и 55% от ввода жилья по Алтайскому краю.
Общий объем инвестиций за 2023 год по предварительным итогам может увеличиться почти до 40 млрд рублей, индекс физического объема оценивается в 109,0%.
На потребительском рынке спрос на товары крупных и средних организаций торговли остается сдержанным по сравнению с 2022 годом. За январь - июнь 2023 года оборот розничной торговли в фактических ценах увеличился на 5,9%, тогда как в 2022 году темп роста превышал 120% на фоне ажиотажного спроса, связанного с неопределенностью ситуации.
Более устойчивая динамика сохраняется в сфере общественного питания и оказания платных услуг населению - темпы роста к 2022 году составили соответственно 123,1 и 115,4%.
По итогам 2023 года розничный товарооборот крупных и средних организаций может превысить 135 млрд рублей (темп роста к 2022 году - 105,2%). Оборот общественного питания ожидается в сумме 1,6 млрд рублей (темп роста - 110,3%), объем предоставленных населению услуг - 52,8 млрд рублей (темп роста - 113,0%).
Цены на все товары и услуги в 2022 году выросли на 15,1%. За январь - июнь 2023 года среднегодовой индекс потребительских цен составил 105,4%, по итогам года показатель оценивается в 105,8%.
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 22.11.2023 в„– 1707)
Заработная плата работников крупных и средних организаций города за 2022 год выросла на 12,9% и составила 50605 рублей. В 2023 году за январь - июнь средний размер оплаты труда зарегистрирован в размере 55872 рубля, темп роста к соответствующему периоду 2022 года - 116,7%.
Благодаря реализации мер государственной поддержки предприятий, бюджетных организаций, повышению уровня минимального размера оплаты труда значение показателя по итогам 2023 года может увеличиться до 58702 рублей, темп роста оценивается в 116,0%.
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 22.11.2023 в„– 1707)
На рынке занятости уровень безработицы с 2022 года сократился с 0,24 до 0,2% по отношению к численности трудоспособного населения. По итогам 2023 года показатель оценивается не выше 0,3%.
Исходя из положительной динамики размера заработной платы, сохранения занятости, фонд оплаты труда работников крупных и средних организаций за январь - июнь 2023 года вырос на 16,5% и до окончания года сохранится в границах достигнутого значения.

Оценка факторов и ограничений экономического роста,
характеристика вариантов развития в среднесрочный период

В среднесрочный период предполагается дальнейшая стабилизация и переориентация экономики города под новые внешнеэкономические условия, которые будут способствовать решению задач, определенных документами стратегического планирования и социально-экономического развития. Перспективой экономического роста может являться внутренний спрос, в том числе в условиях реализации программ импортозамещения и наращивания производства отечественных товаров и услуг.
В качестве ограничений учитываются возможные изменения внешнеполитической и экономической обстановки, ухудшение демографической ситуации.
Прогноз разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.
Базовый (I) вариант представляет наиболее вероятный сценарий развития с учетом адаптации экономики к новым вызовам, принимаемых на государственном уровне мер поддержки хозяйствующих субъектов, роста доходов населения.
Консервативный (II) вариант предполагает замедление темпов экономического роста, обусловленное в том числе обострением внешней политической ситуации, негативными демографическими тенденциями.
Основные показатели социально-экономического развития города на 2024 - 2026 годы по вариантам прогноза приведены в приложении к прогнозу.

Промышленное производство

В прогнозном периоде динамика промышленности города будет зависеть от результатов адаптации предприятий к изменениям внешних экономических условий, модернизации оборудования под новые виды продукции и определения рынков сбыта.
Рост объемов отгруженных товаров предполагается в основном за счет машиностроения, металлургии, производства вагонов, электронных и металлических изделий, развития текстильной отрасли и пищевой переработки.
Инструментами перспективного развития обрабатывающих производств могут стать инвестиционные проекты, организация технопарков, создание новых промышленных зон.
В среднесрочном периоде объемы промышленного производства к 2026 году могут увеличиться до 220 млрд рублей по базовому варианту и до 214 млрд рублей - по консервативному, динамика темпов роста в сопоставимых ценах оценивается соответственно от 105,8 до 106,0% и от 105,2 до 105,6%.

Инвестиции

Восстановление и стабилизация промышленности города, снижение административных барьеров и оказание адресной поддержи хозяйствующим субъектам будут способствовать улучшению инвестиционного климата, внедрению новых технологий и инноваций по выпуску отечественной продукции и замене импортных составляющих.
Наиболее активное развитие инвестиционной деятельности предполагается в обрабатывающих отраслях. Приток инвестиций ожидается благодаря мерам господдержки, реализации государственных проектов с участием бюджетных средств, а также за счет активности частного бизнеса.
В рамках реализации бюджетных проектов на среднесрочный период запланированы мероприятия по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог, строительству и модернизации объектов социальной сферы.
К 2026 году объем инвестиций в основной капитал по базовому варианту прогноза может составить 50,4 млрд рублей, по консервативному - 48,4 млрд рублей.

Потребительский рынок

В среднесрочный период реализация мер по повышению заработной платы обеспечит положительную динамику развития потребительского рынка.
К 2026 году оборот крупных и средних организаций розничной торговли по базовому варианту оценивается в 164,5 млрд рублей (темп роста в действующих ценах - 107,8%), общественного питания - в 1,92 млрд рублей (107,3%). В случае ухудшения ситуации розничный товарооборот может составить 144,8 млрд рублей (103,2%), общественного питания - 1,89 млрд рублей (106,8%).
Увеличение объема платных услуг населению к 2026 году прогнозируется до 64,9 и 64 млрд рублей по базовому и консервативному вариантам, темпы роста в действующих ценах - 107,1 и 106,6% соответственно.
Согласно основным параметрам среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2024 году инфляция по базовому варианту может составить 107,2%, по консервативному - 108,2%. На 2025 - 2026 годы среднегодовой индекс потребительских цен ожидается в пределах 104,0%.

Уровень доходов населения

Благодаря реализации широкого спектра антикризисных мер по поддержке предприятий, легализации отношений на рынке труда, снижению неформальной занятости ежегодный темп роста заработной платы работников крупных и средних организаций с 2024 по 2026 годы планируется на уровне 109,0 - 113,5% по базовому варианту и 108,0 - 113,0% по консервативному.
Обеспечение стабильности развития экономики, сохранение достигнутых результатов по повышению размера заработной платы работников бюджетной сферы также будут ключевыми факторами планомерного повышения доходов населения города.

Рынок труда и занятость

Оценивая предпосылки по модернизации производства ведущих промышленных предприятий города, созданию новых рабочих мест, содействию занятости населения, в среднесрочный период по базовому варианту развития прогнозируется ежегодное увеличение численности работников крупных и средних организаций на 0,1 тыс. человек. В рамках консервативного варианта значение показателя к 2026 году может сократиться на 0,2 тыс. человек.
Уровень безработицы к трудоспособному населению ожидается в границах 0,3 - 0,35%.





Приложение
к прогнозу

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2024 - 2026 ГОДЫ

Наименование показателя
Единица измерения
2022 г.
факт
2023 г.
оценка
2024 г.
2025 г.
2026 г.
варианты прогноза (I - базовый, II - консервативный)
I
II
I
II
I
II
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Объем отгруженных товаров (работ, услуг) крупными и средними организациями в сфере производства промышленной продукции
млрд рублей
157,4
169,8
186,3
184,2
202
198,4
219,7
214,1
индекс промышленного производства по полному кругу организаций
%
107,6
105,7
105,8
105,2
105,9
105,4
106,0
105,6
Инвестиции в основной капитал без субъектов малого предпринимательства
млрд рублей
34,4
39,7
42,5
41,1
46,1
44,5
50,4
48,4
индекс физического объема
%
93,3
109,0
101,8
98,2
103,7
103,4
104,5
104,0
Оборот розничной торговли по крупным и средним организациям
млрд рублей
128,8
135,5
144,4
138,6
152,5
140,3
164,5
144,8
темп роста в действующих ценах
%
114,1
105,2
106,6
102,3
105,6
101,2
107,8
103,2
Оборот общественного питания по крупным и средним организациям
млрд рублей
1,46
1,61
1,7
1,69
1,79
1,77
1,92
1,89
темп роста в действующих ценах
%
116,8
110,3
105,6
104,9
105,3
104,7
107,3
106,8
Объем платных услуг по крупным и средним организациям
млрд рублей
46,7
52,8
56,7
56,4
60,6
60,1
64,9
64
темп роста в действующих ценах
%
108,2
113,0
107,3
106,8
107,0
106,5
107,1
106,6
Фонд начисленной заработной платы работников по кругу крупных и средних организаций
млрд рублей
94,5
110
124,9
123,9
137,5
135,2
150
146,1
темп роста к предыдущему году
%
112,4
116,3
113,6
112,7
110,1
109,1
109,1
108,1
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций (без совместителей и работников несписочного состава)
тыс. человек
155,7
156,1
156,2
155,8
156,3
155,7
156,4
155,9
Среднемесячная начисленная заработная плата по кругу крупных и средних организаций
рублей
50605
58702
66627
66333
73290
72303
79886
78088
темп роста к предыдущему году
%
112,9
116,0
113,5
113,0
110,0
109,0
109,0
108,0
Уровень зарегистрированной безработицы к численности трудоспособного населения
%
0,24
0,3
0,3
0,35
0,3
0,35
0,3
0,35
Индекс потребительских цен (среднегодовой)
%
115,1
105,8
107,2
108,2
104,2
104,0
104,0
103,9


------------------------------------------------------------------