Типы документов



Постановление Правительства Алтайского края от 24.11.2023 N 438 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края"



ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2023 г. в„– 438

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"

В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 в„– 302 "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края" (приложение).
2. Признать утратившими силу:
постановления Правительства Алтайского края:
от 25.12.2019 в„– 539 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края";
от 10.04.2020 в„– 155 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
от 27.08.2020 в„– 369 "О предоставлении субсидий на возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения, организации общественных работ для граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, а также безработных граждан и о внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края 25.12.2019 в„– 539";
от 09.12.2020 в„– 523 "О некоторых постановлениях Правительства Алтайского края";
от 06.09.2021 в„– 326 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
от 10.12.2021 в„– 453 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
от 23.03.2022 в„– 89 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
от 31.03.2022 в„– 106 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
от 19.09.2022 в„– 337 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
от 05.10.2022 в„– 362 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
от 26.12.2022 в„– 510 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
от 16.02.2023 в„– 46 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
от 27.04.2023 в„– 136 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
от 27.06.2023 в„– 237 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
от 22.09.2023 в„– 358 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 25.12.2019 в„– 539";
пункт 2 приложения к постановлению Правительства Алтайского края от 11.03.2021 в„– 76 "О некоторых постановлениях Правительства Алтайского края" и приложения 1 - 4 к изменениям, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Алтайского края указанным постановлением;
пункт 2 приложения к постановлению Правительства Алтайского края от 03.02.2022 в„– 31 "О внесении изменений в некоторые постановления Администрации Алтайского края, Правительства Алтайского края" и приложения 1 - 4 к изменениям, которые вносятся в некоторые постановления Администрации Алтайского края, Правительства Алтайского края указанным постановлением.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.

Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО





Приложение

Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 24 ноября 2023 г. в„– 438

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ"

Стратегические приоритеты государственной программы
Алтайского края "Содействие занятости населения
Алтайского края"

1. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости
населения Алтайского края

В 2022 году рынок труда Алтайского края сохранил устойчивость, по его основным параметрам достигнуты позитивные изменения.
Так, уровень общей безработицы в Алтайском крае в 2022 году снизился до 3,7 процента (в 2021 году - 5,5 процента), что на 0,2 процентного пункта ниже, чем в среднем по Российской Федерации (3,9 процента). Численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) сократилась до 43,2 тыс. человек (в 2021 году - 60,6 тыс. человек).
По данным выборочного обследования рабочий силы, в экономике региона были заняты 1119,8 тыс. человек, что на 68,7 тыс. человек больше, чем в 2021 году (1051,1 тыс. человек). Возрос уровень занятости населения с 55,2 процента в 2021 году до 59,3 процента в 2022 году.
Межотраслевое распределение занятых в экономике существенно не изменилось. Наибольшая доля населения занята в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, транспорте и строительстве. Значительная часть населения занята в социальной сфере (образовании, здравоохранении, культуре, спорте).
На регистрируемом рынке труда в начале 2022 года прогнозировался рост безработицы. В ходе реализации проактивных мер поддержки федерального и регионального уровня риски были минимизированы. К концу 2022 года уровень регистрируемой безработицы к численности рабочей силы уменьшился до 1,1 процента (на конец 2021 года - 1,5 процента).
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась до 12,7 тыс. человек (на конец 2021 года - 16,3 тыс. человек).
При содействии органов службы занятости в 2022 году трудоустроены 35,1 тыс. граждан.
В Алтайском крае имеет место дифференциация локальных рынков труда: минимальный уровень безработицы к численности трудоспособного населения составляет 0,04 процента, максимальный - 6,6 процента. При этом во всех муниципальных, городских округах и муниципальных районах Алтайского края отмечается положительная динамика.
В определенной степени диспропорция на муниципальных рынках труда обусловлена концентрацией предприятий обрабатывающей промышленности в городских агломерациях. Большая часть вакансий (80 процентов) сосредоточена в городах, в то же время порядка 70 процентов безработных граждан проживает в сельской местности. Также отмечается несоответствие структуры спроса на рабочую силу и структуры ее предложения, в том числе расхождение между профессиональным уровнем либо квалификацией трудовых ресурсов и требованиями работодателей.
Нехватку в кадрах испытывают организации обрабатывающих производств, пищевой и перерабатывающей промышленности, здравоохранения, образования и других отраслей. В среднем в 2022 году на 10 вакансий приходилось 7 - 8 соискателей. По некоторым профессиям квалифицированных рабочих спрос превысил предложение в 6 - 8 раз. Наиболее востребованными являются станочники, слесари, токари, наладчики, фрезеровщики, машинисты крана, электромонтеры, электросварщики, швеи и другие профессии.
В Алтайском крае в 2022 году трудовой деятельностью были заняты 12,0 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из них 5,3 тыс. человек - молодые инвалиды в возрасте от 18 до 44 лет.
Инвалиды молодого возраста при профессиональной интеграции в общество сталкиваются с трудностями. Причинами этого, кроме функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, являются неопределенность в выборе профессии и дальнейшей сферы профессиональной деятельности, отсутствие у молодого специалиста практического опыта работы по специальности, недостаточные навыки индивидуального трудоустройства.
Важная роль в повышении уровня жизни населения, привлекательности рабочих мест отводится улучшению условий и обеспечению безопасности труда на рабочих местах.
Основой для принятия мер по уменьшению негативного воздействия производственных факторов на здоровье работников являются результаты специальной оценки условий труда. В 2022 году специальная оценка условий труда проводилась в 2,6 тыс. организаций, условия труда исследованы на 103,4 тыс. рабочих мест, на которых заняты 137,1 тыс. работников. На конец 2022 года 98,9 процента рабочих мест в крае обследованы на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.
На 6,8 процента выросли затраты на охрану труда в расчете на одного работника: с 11,05 тыс. рублей в 2021 году до 11,81 тыс. рублей в 2022 году.
В целях организации эффективной системы управления охраной труда в 2022 году в образовательных организациях края прошли обучение 33,9 тыс. руководителей и специалистов.
Принимаемые на федеральном и региональном уровне меры способствовали снижению количества несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2 раза в сравнении с 2021 годом. Достигнуты минимальные значения по количеству погибших на производстве за все время наблюдения за производственным травматизмом в крае - 15 случаев. Также снизилось общее количество несчастных случаев на производстве с 81 в 2021 году до 77 в 2022 году.
Вместе с тем остается высоким уровень занятости работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. По данным Отделения Социального фонда России по Алтайскому краю, их численность в 2022 году составила 102,5 тыс. человек, или 9,2 процента от общей численности занятых в экономике. Высока занятость работников с вредными условиями труда в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте. В этих отраслях ежегодно регистрируется наибольшее количество случаев профессиональной заболеваемости.
В целях дальнейшего стимулирования работодателей к повышению безопасности на производстве будут продолжены мероприятия по контролю и улучшению условий труда, по созданию эффективных рабочих мест через оценку условий труда на производстве.

2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере
содействия занятости населения Алтайского края

Приоритеты государственной политики в сфере содействия занятости населения Алтайского края в долгосрочной перспективе сформированы с учетом:
Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 в„– 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указа Президента Российской Федерации от 03.04.2023 в„– 232 "О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества";
Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 в„– 2765-р;
закона Алтайского края от 06.09.2021 в„– 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года";
стратегии цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края, утвержденной Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края.
Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения Алтайского края в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы.
Целью государственной программы является формирование сбалансированного регионального рынка труда, обеспечивающего эффективную занятость населения.

3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями
и показателями государственных программ Российской Федерации

Настоящая государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 в„– 298.

4. Задачи государственного управления в сфере
содействия занятости населения Алтайского края,
способы их эффективного решения

С учетом приоритетов и целей государственной политики в сфере содействия занятости населения Алтайского края определены следующие ключевые задачи государственного управления в указанной сфере:
1. Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования кадровой потребности работодателей, укрепление трудового потенциала региона и поддержка занятости.
В целях оценки структуры перспективного спроса на квалифицированные кадры, повышения эффективности формирования и использования трудовых ресурсов будет формироваться прогноз региональной кадровой потребности на средне- и долгосрочную перспективу, основанный на данных о текущих и перспективных потребностях в кадрах с учетом демографического прогноза, уровня безработицы, структуры занятости, прогноза социально-экономического развития Алтайского края, сведений о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах. Данный прогноз будет учитываться при ежегодном определении общих объемов контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования для обеспечения соответствия структуры подготовки кадров потребностям отраслей экономики Алтайского края.
В целях укрепления трудового потенциала региона и поддержки занятости на региональном уровне будет обеспечена реализация мероприятий в области содействия занятости населения, в том числе мероприятий, способствующих выбору сферы деятельности (профессии), трудоустройству, обучению навыкам самостоятельного поиска работы, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по образовательным программам, адаптированным к требованиям работодателей.
Кроме того, планируется проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирование населения и работодателей по вопросам занятости, что будет способствовать сокращению сроков поиска гражданами работы и оперативному заполнению вакантных рабочих мест.
Предполагается реализация мероприятий по организации проведения оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства, которые позволят обеспечить занятость и социальную поддержку ищущих работу и безработных граждан, выполнить значимые для муниципальных образований работы, носящие временный или сезонный характер.
Одним из инструментов обеспечения занятости станет стимулирование создания безработными гражданами собственного дела путем предоставления единовременной финансовой помощи на указанные цели.
Планируется содействовать безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, в переезде и безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
В целях обеспечения прав граждан на защиту от безработицы будут обеспечены организация осуществления переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и предоставление социальных выплаты безработным гражданам.
2. Создание условий для повышения конкурентоспособности молодых инвалидов, в том числе выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования, на рынке труда.
В целях создания условий для повышения конкурентоспособности молодых инвалидов на рынке труда планируется реализация государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, мероприятия по стимулированию создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов и организация получения ими образования, что будет способствовать вовлечению инвалидов в профессиональную, трудовую и общественную деятельность.
3. Совершенствование механизмов государственного посредничества на региональном рынке труда.
В целях решения задачи предполагается внедрение федеральных требований к организации деятельности органов службы занятости. Планируется модернизация их инфраструктуры, активизация взаимодействия с работодателями и образовательными организациями с выстраиванием цепочек эффективного сотрудничества, повышение ориентированности на результат для каждого соискателя, оптимизация производственных процессов с использованием практик бережливого производства.
К показателям эффективности, отражающим основные потребности клиентов при взаимодействии с центрами занятости населения, наряду с другими относятся показатели внешнего комфорта и удобства при получении государственных услуг (сервисов).
Проведение капитального ремонта зданий центров занятости населения Алтайского края обеспечит выполнение федеральных стандартов организации их деятельности. Современный облик центров занятости населения с элементами фирменного стиля создаст условия для повышения имиджа службы занятости, комфортных условий обслуживания граждан и работодателей и привлечения новых клиентов.
4. Создание условий для улучшения качества рабочей силы, сохранения и создания новых рабочих мест, отвечающих стандартам социальной ответственности, и развитие социального и государственно-частного партнерств.
Для решения данной задачи необходима система мотивации работодателей к созданию комфортных условий трудовой деятельности, обеспечивающих достойную оплату труда и развитие профессиональных способностей работников. Этому будет способствовать увеличение числа участников проекта повышения социальной ответственности работодателей Алтайского края, дальнейшая популяризация проекта в регионе, тиражирование лучших практик победителей и призеров краевого конкурса "Лучший социально ответственный работодатель года".
Повышению престижа профессий, совершенствованию трудовых навыков и развитию традиций наставничества будут также способствовать краевые конкурсы "Лучший по профессии" и "Лучший шеф-наставник". Формирование позитивного общественного мнения при популяризации профессий, востребованных на региональном рынке труда, будет способствовать привлечению и закреплению молодежи на предприятиях Алтайского края, повышению производительности труда.
5. Обеспечение приоритета предупреждения производственного травматизма и внедрение культуры безопасного труда.
Реализация мероприятий по решению указанной задачи предусматривает взаимодействие органов управления различных уровней (федерального, регионального и муниципального), профсоюзов и работодателей. Программные мероприятия основаны на анализе состояния государственного и муниципального управления охраной труда в Алтайском крае, а также экономических процессов, влияющих на состояние условий и охраны труда, профессиональную заболеваемость и травматизм в разрезе отраслей и муниципальных образований края.
Одним из ключевых механизмов улучшения условий труда работающих граждан является специальная оценка условий труда, которая позволит работодателям реализовывать комплекс профилактических мероприятий, в том числе в части формирования системы по управлению профессиональными рисками и предоставления работникам гарантий и компенсаций в случае их занятости на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Реализация профилактических мероприятий также дает право работодателям на получение скидки в размере до 40% к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для обеспечения необходимого уровня охраны труда в производственных коллективах будет организовано обучение по охране труда руководителей и работников организаций.
В целях повышения экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков будет реализовано мероприятие по финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет денежных средств Социального фонда России.
Отдельное внимание будет уделено информационно-разъяснительной работе с руководителями и специалистами организаций, индивидуальными предпринимателями, имеющими наемных работников, по соблюдению трудового законодательства.


------------------------------------------------------------------