Типы документов



Постановление Правительства Алтайского края от 06.12.2023 N 467 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан"



ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2023 г. в„– 467

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"

В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 в„– 302 "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Социальная поддержка граждан" (приложение).
2. Признать утратившими силу:
постановления Администрации Алтайского края:
от 14.01.2014 в„– 7 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан";
от 11.07.2014 в„– 324 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 в„– 7";
от 23.09.2014 в„– 431 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 в„– 7";
от 09.10.2014 в„– 457 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 в„– 7";
от 15.05.2015 в„– 180 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 в„– 7";
от 24.06.2015 в„– 240 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 в„– 7";
от 17.05.2016 в„– 166 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 в„– 7";
от 27.07.2016 в„– 252 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.01.2014 в„– 7";
постановления Правительства Алтайского края:
от 07.07.2017 в„– 250 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 в„– 7";
от 11.01.2018 в„– 7 "О внесении изменений в постановления Администрации Алтайского края от 26.12.2013 в„– 696, от 14.01.2014 в„– 7";
от 13.09.2018 в„– 365 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 в„– 7";
от 29.11.2019 в„– 477 "О некоторых постановлениях Администрации Алтайского края, Правительства Алтайского края";
от 26.02.2021 в„– 56 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 в„– 7";
от 13.08.2021 в„– 302 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 в„– 7";
от 28.12.2021 в„– 493 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 в„– 7";
от 01.06.2022 в„– 195 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 в„– 7";
от 09.09.2022 в„– 327 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 в„– 7";
от 23.12.2022 в„– 513 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 в„– 7";
от 28.02.2023 в„– 62 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 в„– 7";
от 01.06.2023 в„– 186 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 в„– 7";
от 25.07.2023 в„– 282 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 в„– 7".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.

Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО





Приложение
к Постановлению
Правительства Алтайского края
от 6 декабря 2023 г. в„– 467

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"

Стратегические приоритеты государственной программы
Алтайского края "Социальная поддержка граждан"

1. Оценка текущего состояния сферы социальной поддержки
граждан

Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан в Алтайском крае основываются на принципах адресности, проактивности, доступности услуг, открытости информации, права выбора вида помощи.
С 2019 года реализуются региональные проекты "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Алтайский край)", "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Алтайский край)" национального проекта "Демография" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В 2022 году в ходе реализации регионального проекта ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, получили около 18 тыс. семей на сумму 2,2 млрд рублей.
Также в рамках регионального проекта с 2020 года в Алтайском крае внедряется система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в целях улучшения качества жизни и сохранения жизненных способностей граждан. В 2020 - 2022 годах на эти цели направлено порядка 214,7 млн рублей, в том числе привлеченных из федерального бюджета, что позволило охватить социальным обслуживанием в разных формах 7,3 тыс. человек (из них в 2022 году - 67,3 млн рублей, 2,5 тыс. человек). Расширен список услуг с 38 до 77. Сформирован штат сиделок, открыты центры дневного пребывания, школы ухода, пункты проката технических средств реабилитации.
С целью обеспечения безопасных и комфортных условий предоставления социального обслуживания региональным проектом в 2023 - 2025 годах предусмотрено строительство жилого корпуса нового типа на 80 койко-мест с помещениями медицинского и бытового обслуживания в КГБСУСО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов". Сметная стоимость строительства этого объекта в ценах соответствующих лет составляет 636,5 млн рублей.
Сформирована сеть краевых государственных организаций социальной защиты и социального обслуживания населения, обеспечивающих доступность социальных услуг на территории всех городов и районов края. По состоянию на 01.01.2023 система включает 116 организаций (бюджетных, казенных, автономных).
КАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края" и его 68 филиалов (далее - МФЦ) предоставляют 288 услуг на всей территории края. Ежегодно в МФЦ поступает порядка 2 млн обращений. Открыты окна "МФЦ для бизнеса".
50 управлений социальной защиты населения обеспечивают своевременное и качественное оказание мер социальной поддержки, выполнение социальных гарантий и осуществление выплат в полном объеме и в доступной форме. Благодаря использованию информационной системы, позволяющей назначать социальные выплаты и формировать выплатные документы, 100% выплат предоставляются гражданам в автоматизированном режиме.
Меры социальной поддержки жители края получают:
в денежной форме (в виде единовременных, ежемесячных и ежегодных выплат, пособий, компенсаций и др.);
в натуральной форме (бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, оплата 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, льготы по оплате проезда на общественном транспорте, а также проезда на железнодорожном и водном пригородном транспорте).
Поддержка адресована семьям с детьми, краевым льготникам, безработным, малоимущим, ветеранам и инвалидам боевых действий, участникам специальной военной операции. Социальные выплаты ежегодно индексируются, вводятся новые меры поддержки, регион участвует в пилотных проектах, направленных на развитие отрасли социальной защиты населения.
В 2022 году социальные выплаты получили 655 тыс. человек на общую сумму 27,1 млрд рублей.
Наибольшие объемы средств ежегодно направляются на выплаты семьям с детьми (в 2022 году - 14,3 млрд рублей), меры поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (в указанный период охвачено почти 500 тыс. жителей края, общая сумма расходов - 5,9 млрд рублей), ежемесячные выплаты ветеранам труда и ветеранам труда Алтайского края (232,6 тыс. человек, 2,2 млрд рублей).
Эффективным инструментом предоставления государственной социальной помощи малоимущим является социальный контракт, предусматривающий целевые денежные выплаты по направлениям, дающим возможность повышения доходов семей и граждан (поиск работы, развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства).
Алтайский край в 2020 году стал участником пилотного проекта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по реализации социальных контрактов.
В 2020 - 2022 годах в регион привлечено на эти цели порядка 1,5 млрд рублей из федерального бюджета, что позволило заключить более 18 тыс. социальных контрактов, в том числе в 2022 году заключено 8346 социальных контрактов на общую сумму 832,2 млн рублей, охвачено 33 тыс. малоимущих жителей края.
Доходы увеличились почти у 12 тыс. семей, в том числе у 4 тыс. семей среднедушевой доход по результатам реализации социального контракта превысил величину прожиточного минимума, более 6 тыс. человек трудоустроились, более 3 тыс. стали индивидуальными предпринимателями, более 2 тыс. занимаются ведением личного подсобного хозяйства. Государственную социальную помощь в течение 3 лет получили 73,5 тыс. малоимущих граждан. Ведется социальное сопровождение семей, заключивших социальный контракт.
Реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми, включая выплату пособий и ежемесячные денежные выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет. Расширяются возможности использования средств регионального материнского (семейного) капитала. Благодаря краевому пакету мер наблюдается замедление темпов снижения рождаемости, увеличение количества многодетных семей, повышение доли рождений первых, третьих и последующих детей.
Семьям, имеющим детей, через управления социальной защиты населения в Алтайском крае в 2022 году предоставлялось 18 видов пособий и выплат, из них 2 установлены законодательством Российской Федерации и 16 - краевым законодательством. Поддержку получили 172 тыс. детей на общую сумму 14,3 млрд рублей.
В регионе реализуется проект "Перевод мер социальной поддержки в формат "Социальное казначейство", который обеспечит получение таких мер удаленно, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, без необходимости личного посещения, проактивно и комплексно, исходя из возникающих жизненных ситуаций, что соответствует принципам клиентоцентричности государства, адресности и эффективности мер социальной поддержки.
В 2022 году завершен первый этап перевода мер соцподдержки в проактивный формат. В беззаявительном порядке льготным категориям граждан предоставляется 6 таких мер.
Проект "Создание информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" позволит дистанционно (в режиме реального времени) получать информацию о мерах социальной поддержки, льготах, гарантиях, социальной помощи, а также о функционировании предоставляющих их органов государственной власти, сократит время на информирование граждан по типовым и востребованным вопросам. В 2021 году в Алтайском крае (первом в стране) запущена работа информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами".
Создаются необходимые условия для предоставления услуг в полустационарной, стационарной формах социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому, а также для оказания срочной социальной помощи.
По состоянию на 01.01.2023 система краевых государственных организаций социального обслуживания включает 64 организации:
20 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, из них 2 с отделениями для граждан без определенного места жительства;
10 психоневрологических интернатов;
2 детских психоневрологических интерната;
22 комплексных центра социального обслуживания населения, из них в 2 открыты стационарные отделения для оказания социально-реабилитационных услуг, в 2 - отделения для престарелых и инвалидов;
4 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;
3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;
2 кризисных центра;
центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий.
Услугами этих организаций в 2022 году воспользовались 83,5 тыс. человек.
В домах-интернатах для престарелых и инвалидов проживают 5 тыс. человек, очередность на размещение отсутствует.
При организациях социального обслуживания созданы и успешно функционируют 148 мобильных бригад для оказания срочной социальной помощи.
С целью укрепления материально-технической базы краевых государственных организаций социального обслуживания, обеспечения их безопасности в 2022 году из бюджета региона направлено 569 млн рублей на их капитальный ремонт, реконструкцию, приобретение технического и реабилитационного оборудования.
Государственная политика в сфере социального обслуживания в настоящее время предусматривает расширение доступа негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также - СОНКО), к предоставлению социальных услуг населению. По состоянию на 01.01.2023 в реестре поставщиков социальных услуг Алтайского края состоит 17 негосударственных организаций, в том числе 14 СОНКО.
Продолжается совершенствование механизмов привлечения институтов гражданского общества к участию в государственных и общественных делах, управлению территорией, решению вопросов, затрагивающих права и законные интересы жителей региона, с помощью общественных советов при исполнительных органах Алтайского края.
Стабильная финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае позволяет ежегодно привлекать к реализации общественно значимых проектов новых участников, с помощью некоммерческого сектора обеспечивать решение социальных проблем, развитие гражданского общества. В 2022 году на поддержку СОНКО направлено 67,1 млн рублей.
В регионе реализуется комплекс мероприятий по созданию условий для обеспечения прав потребителей и повышения правовой грамотности населения. Осуществляется информирование граждан об их правах потребителей и механизмах защиты с учетом приоритетов государственной политики.
В 2022 году поступило 48232 обращения по вопросам нарушения прав потребителей в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, другие органы и организации. Значительное число обращений было связано с нарушениями прав потребителей в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, розничной торговли, здравоохранения.
В Алтайском крае существует ряд проблем в сфере социальной поддержки граждан:
сокращение численности населения;
недостаточная мотивация к рождению детей;
низкий уровень доходов семей с детьми;
недостаточная информированность граждан о предоставляемых мерах социальной поддержки;
невысокая заработная плата работников в организациях социальной сферы;
недостаток квалифицированных специалистов.
Учитывая, что эти проблемы во многом взаимосвязаны, обеспечение положительной динамики возможно только при условии эффективной комплексной деятельности исполнительных органов края, их взаимодействия, а также оценки эффективности реализуемых программ и мероприятий для их своевременной корректировки.

2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере
социальной поддержки граждан

Приоритеты государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы определяются целями долгосрочного экономического развития, обозначенными в следующих документах:
Указы Президента Российской Федерации:
от 09.10.2007 в„– 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
от 07.05.2012 в„– 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
от 07.05.2012 в„– 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
от 09.05.2017 в„– 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
от 07.05.2018 в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
от 21.07.2020 в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
от 02.07.2021 в„– 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 в„– 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан";
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 в„– 1618-р;
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 в„– 164-р;
Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 в„– 1837-р;
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 в„– 2039-р;
закон Алтайского края от 06.09.2021 в„– 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года";
стратегия цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края, утвержденная Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы являются:
повышение эффективности системы предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения, безусловность исполнения принятых государственных обязательств;
совершенствование процедуры проверки нуждаемости граждан в поддержке государства, усиление адресности предоставляемой государственной социальной помощи;
внедрение современных социальных технологий предоставления мер социальной поддержки, оказания государственной социальной помощи, в том числе на условиях социального контракта.
Перечисленные приоритеты направлены на повышение уровня и качества жизни населения края, обеспечение адресной поддержки малоимущих граждан и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, формирование системы поддержки и социальной адаптации льготных и уязвимых категорий граждан.
Развитие комплексной поддержки семей с детьми, в том числе имеющих детей-сирот, направлено на повышение качества их жизни, укрепление института семьи, преодоление негативных демографических тенденций.
Приоритетными направлениями деятельности по совершенствованию социального обслуживания остаются создание безопасных и качественных условий в организациях, подведомственных Министерству социальной защиты Алтайского края; увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения; рост объема и повышение качества социальных и иных услуг за счет участия негосударственных организаций в оказании таких услуг жителям края, обеспечения условий для эффективной деятельности и развития СОНКО; создание условий для обеспечения прав потребителей, направленных на минимизацию рисков нарушения их законных прав и интересов.
Стратегической целью социальной поддержки населения в Алтайском крае является повышение качества социального обслуживания, уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки.

3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями
и показателями государственных программ Российской Федерации

Настоящая государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 в„– 296.

4. Задачи государственного управления в сфере социальной
поддержки граждан, способы их эффективного решения

С учетом приоритетов и целей государственного управления в сфере социальной поддержки граждан определены следующие ключевые задачи:
1. Обеспечение выполнения обязательств государства по социальной поддержке граждан, повышение эффективности социальной помощи, оказываемой нуждающимся гражданам, за счет усиления адресного подхода и внедрения новых технологий.
На решение этой задачи направлена система правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Своевременное предоставление мер социальной поддержки позволит гарантировать выполнение государственных обязательств в полном объеме, повысить уровень и качество жизни граждан.
2. Обеспечение лиц старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, услугами системы долговременного ухода.
Задача предусматривает выполнение мероприятий, направленных на создание условий для активного долголетия, мотивирование людей пожилого возраста к ведению здорового образа жизни, помощь нуждающимся в овладении навыками ухода за тяжелобольными родственниками.
3. Совершенствование системы социального обслуживания граждан старших возрастов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Этому будет способствовать предоставление качественных услуг в организациях социального обслуживания, улучшение их материально-технической базы для обеспечения комфортного пребывания граждан, повышение уровня пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
4. Обеспечение выполнения обязательств государства по социальной поддержке семей, имеющих детей.
Решение этой задачи предусматривает своевременное и в полном объеме оказание государственной поддержки семьям с детьми, что будет способствовать повышению качества их жизни, укреплению института семьи, улучшению демографической ситуации.


------------------------------------------------------------------