Типы документов



Постановление Правительства Алтайского края от 08.12.2023 N 470 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"



ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2023 г. в„– 470

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"

В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 в„– 302 "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" (приложение).
2. Признать утратившими силу: постановления Правительства Алтайского края:
от 02.03.2020 в„– 90 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае";
от 29.12.2020 в„– 569 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 в„– 90";
от 05.03.2021 в„– 64 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 в„– 90";
от 07.07.2021 в„– 246 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 в„– 90";
от 09.09.2021 в„– 334 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 в„– 90";
от 01.12.2021 в„– 443 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 в„– 90";
от 22.02.2022 в„– 53 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 в„– 90";
от 01.08.2022 в„– 276 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 в„– 90";
от 08.02.2023 в„– 40 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 02.03.2020 в„– 90";
пункт 1 постановления Правительства Алтайского края от 12.08.2020 в„– 343 "О некоторых постановлениях Правительства Алтайского края".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.

Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО





Приложение

Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 8 декабря 2023 г. в„– 470

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"

Стратегические приоритеты государственной программы
Алтайского края "Развитие малого и среднего
предпринимательства в Алтайском крае"

1. Оценка текущего состояния сферы малого и среднего
предпринимательства в Алтайском крае

На начало 2023 года на территории Алтайского края зарегистрировано 73,8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - "субъекты МСП"), это около 84% всех субъектов экономической деятельности. Большая их часть представлена индивидуальными предпринимателями - 46,3 тыс. человек, а также юридическими лицами - 27,5 тыс. единиц. Количество микро-, малых и средних предприятий составило 70,89 тыс. единиц, 2,64 тыс. единиц и 0,24 тыс. единиц соответственно.
Количество самозанятых граждан (плательщиков налога на профессиональный доход) зафиксировано на уровне 68,6 тыс. человек. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства по итогам 2022 года выросла почти на 34,8 тыс. человек и составляла 352,8 тыс. человек.
По количеству субъектов МСП и занятых в предпринимательском секторе Алтайский край занимает 20 место в Российской Федерации и 4 место среди регионов Сибирского федерального округа.
К субъектам МСП относится 78,3% занятых в сельском и лесном хозяйствах; 83,2% - в обрабатывающих производствах; 80,8% - в строительстве; 85,4% - в сфере гостиничного бизнеса и общественного питания; 83,4% компаний, осуществляющих деятельность в области транспортировки и хранения; 84,3% предприятий сферы торговли и ремонта авто- и мототранспортных средств.
В отраслевом разрезе большинство индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, или 38,5%, работают в торговле, 10,7% - в транспорте и логистике, 8,6% - на обрабатывающих производствах, 7,9% - в строительстве, а в сельском и лесном хозяйстве - 5,9%.
Среди самозанятых наиболее популярными направлениями деятельности являются оказание услуг по ремонту квартир, бытовой техники и сантехники, предоставление парикмахерских, косметологических услуг, а также услуг по перевозке грузов и пассажиров, автосервисы и мойки.
За последние несколько лет в среднем субъекты МСП формируют 49% объема оборота организаций (предприятий), порядка 25% инвестиций в основной капитал. По итогам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП, в 2020 году вклад данной сферы в формирование валового регионального продукта составил почти 37%.
По итогам 2022 года суммарный оборот малых, микро- и средних предприятий составил 842,6 млрд рублей и превысил значение 2021 года на 4,3%. Объем отгруженных товаров по данной категории хозяйствующих субъектов составил 432,9 млрд рублей и превысил аналогичный показатель 2021 года (389,3 млрд рублей) на 11,2%.
Средний размер оплаты труда наемных работников на малых предприятиях (без учета микропредприятий) по итогам 2022 года увеличился на 19,4% и составил 36,1 тыс. рублей, на микропредприятиях - на 19,2% (до 26,9 тыс. рублей), а на средних предприятиях - на 17,4% (до 38,3 тыс. рублей).
На фоне роста качественных показателей наблюдается и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Согласно данным УФНС России по Алтайскому краю, в 2022 году сектор МСП сформировал порядка 63 млрд рублей, что больше на 12% сопоставимого значения 2021 года (56,2 млрд рублей). Поступления по спецрежимам по состоянию на 31.12.2022 сложились в объеме 10,3 млрд рублей (в т.ч. в местные бюджеты - 5,7 млрд рублей), превысив сопоставимое значение 2021 года (8,5 млрд рублей) на 21,2% (в т.ч. в местные бюджеты (4,8 млрд рублей) - 18,8%).
Малое и среднее предпринимательство в Алтайском крае имеет ряд особенностей, большинство из которых являются общероссийскими тенденциями:
неравномерное размещение субъектов МСП на территории Алтайского края в современной пространственной структуре экономики региона. Отмечается высокая степень концентрации деловой активности в крупных городах и городских агломерациях. По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на начало 2023 года в городских округах сосредоточено 73,6% всех субъектов МСП, в муниципальных районах - 26,4%. В тройку городов - лидеров по количеству зарегистрированных субъектов входят Барнаул (51,8%), Бийск (10,1%) и Рубцовск (4,1%). Лидерами среди муниципальных районов являются Первомайский, Каменский и Павловский районы. На последних позициях - Суетский, Ельцовский и Тогульский районы;
наблюдается стабильный рост качественных показателей деятельности предприятий сферы малого и среднего бизнеса - оборота, налоговых отчислений, отгрузки товаров собственного производства, работ, услуг.
Существует ряд факторов, сдерживающих интенсивное развитие сферы малого и среднего предпринимательства, в их числе:
низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе инновационных, технологий. Необходимость привлечения заемных источников финансирования в силу отсутствия собственных средств создает сложности в приобретении субъектами МСП производственного оборудования, прежде всего сложного высокотехнологичного, и приборов;
сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов для ведения предпринимательской деятельности как на этапе организации бизнеса, так и на этапе его устойчивого функционирования. Несмотря на увеличение свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требования по их обеспеченности препятствуют широкому доступу к ним субъектов МСП. Особенно актуальна эта проблема для инновационного бизнеса, что существенно снижает восприимчивость малого бизнеса к модернизационным процессам;
недостаточная конкурентоспособность продукции малых предприятий по сравнению с импортными товарами и продукцией крупных отечественных предприятий и, как следствие, слабое продвижение ее на внутренний, межрегиональный и международный рынки. Зачастую незначительный объем средств для осуществления маркетинговых мероприятий, недостаток программ поиска торговых, кооперационных и инвестиционных партнеров приводит к низкой информированности субъектов МСП о состоянии товарных рынков, конкурентной ситуации, потребительских предпочтениях;
ограниченная доступность производственных и офисных помещений, обусловленная высокой стоимостью строительства (приобретения) объектов, краткосрочностью арендных отношений и высокими ставками коммерческой арендной платы, недостаточностью площадей государственной и муниципальной собственности, предназначенной для сдачи в аренду СМСП;
слабое развитие интеграционных отношений субъектов МСП с крупным бизнесом;
недостаточные навыки эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний у руководителей малых и средних предприятий.
Учитывая то, что указанные факторы в значительной мере взаимосвязаны, в Алтайском крае используется комплексный подход к их нивелированию как на региональном и муниципальном уровнях, так и в рамках межведомственного сотрудничества.

2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере
малого и среднего предпринимательства

Приоритеты государственной политики в сфере реализации настоящей программы определяются приоритетами долгосрочного экономического развития, обозначенными в следующих документах:
указах Президента Российской Федерации от 09.05.2017 в„– 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 07.05.2018 в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 04.02.2021 в„– 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации";
Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 в„– 2765-р;
Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 в„– 1083-р;
национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", паспорт которого утвержден Минэкономразвития России;
стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.09.2021 в„– 86-ЗС.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации настоящей государственной программы являются: создание условий для старта и комфортного ведения бизнеса, осуществления деятельности самозанятыми гражданами, повышения уровня конкурентоспособности продукции, расширения возможностей доступа к льготному финансированию, производственной инфраструктуре; совершенствование инфраструктуры поддержки бизнеса; создание цифровой экосистемы, ориентированной на потребности субъектов МСП.
Целью государственной программы является улучшение отраслевой структуры экономики Алтайского края и повышение ее инновационности, а также обеспечение стабильно высокого уровня занятости и роста качества жизни населения региона.
В целях укрепления технологического суверенитета и обеспечения ускоренного развития отдельных направлений деятельности в приоритетном порядке меры финансовой поддержки ориентированы в том числе на предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах биотехнологий, машиностроения, энергетики, химической промышленности, производства беспилотных аппаратов и техники, а также общественного транспорта.

3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями
и показателями государственных программ Российской Федерации

Государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 в„– 316.

4. Задачи государственного управления в сфере развития
малого и среднего предпринимательства, способы
их эффективного решения

С учетом приоритетов и целей государственного управления в сфере развития малого и среднего предпринимательства определены следующие ключевые задачи:
1. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.
На региональном уровне будет обеспечено повышение эффективности уже применяемых форм и видов финансовой поддержки малых и средних предприятий, а также создание новых инструментов такой поддержки, в том числе с использованием ресурсов федеральных институтов развития. При этом осуществлять финансовую поддержку субъектов МСП предполагается на основе их дифференциации по различным критериям, обеспечивающим ускоренное и эффективное развитие предпринимательского сектора в целом.
2. Акселерация субъектов МСП.
Ускоренное развитие субъектов МСП в Алтайском крае произойдет за счет совершенствования и модернизации региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, оказывающей комплекс услуг предпринимателям в режиме "одного окна". В частности, предусмотрено расширение деятельности единого Центра "Мой бизнес", который объединяет центр инноваций социальной сферы, центр поддержки предпринимательства (включающий центр компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации), центр предоставления гарантий, центр поддержки экспорта, центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга. Благодаря сети информационно-консультационных центров все услуги системы государственной поддержки доступны субъектам бизнеса в каждом городе, муниципальном районе или округе. Кроме того, динамичному росту будет способствовать развитие предпринимательских навыков за счет реализации специализированных образовательных программ.
3. Популяризация предпринимательства.
Планируется содействовать популяризации малого и среднего бизнеса и росту количества занятых в регионе, осуществлять специальные меры по формированию положительного имиджа предпринимательской деятельности. Указанные меры будут направлены на повышение привлекательности предпринимательства и стимулирование интереса различных групп граждан к бизнесу.
4. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
Данная задача предусматривает реализацию мероприятий по совершенствованию нормативного правового регулирования условий ведения предпринимательской деятельности, снижению административного давления на бизнес, а также мер, направленных на расширение имущественной поддержки и участия субъектов МСП в государственных закупках и закупках отдельных юридических лиц.


------------------------------------------------------------------